Свет Забелин
2005 год
Успехи и неудачи зеленого движения
Массовое общественное экологическое движение в конце 80-х гг. XX в. было одной из ведущих общественно-политических сил, и сыграло выдающуюся роль в становлении и развитии в России гражданского общества. Под влиянием зеленого движения в начале - середине 90-х гг. была создана системы экологического законодательства, получила развитие система особо охраняемых природных территорий, произошло становление системы государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, и экологизация системы высшего и среднего образования. В стране возникли сотни новых общественных экологических организаций, сформировалось и окрепло общественное экологическое движение, под влиянием которого в начале XXI века большая часть граждан (более 70% по данным социологов) вновь рассматривает проблему обеспечения экологической безопасности в качестве одной из важнейших (вторая после угроз личности от преступных посягательств - по тем же данным).
Тем не менее с середины 90-х годов эффективность как экологического, так и правозащитного движения в стране стала снижаться, главной причиной чего является неверная оценка тенденций развития российского общества и его институтов, породившая ожидания, не соответствующие реальности.
Социально-экономическая оценка ситуации с позиций "зеленого движения".
Как в экологическом, так и в правозащитном и в других секторах общественного движения, также как в среде "искренней части" политической элиты доминирует представление о том, что российское общество в своем развитии отстало от обществ развитых индустриальных стран и пребывает в процессе "наверстывания упущенного", в состоянии порождения общественных структур, отсутствовавших при социализме (заметка на полях - вспомним хрущевское "догнать и перегнать Америку": ничего не измени- лось, все догоняем - С.З.). В соответствии с этим представлением в России с каждым годом должно было бы становиться "больше демократии", "больше правового общества", "больше влияния гражданских организаций" и много чего еще больше. В ействительности же наблюдаемые тенденции демонстрируют в точности обратное.
Эти результаты процесса развития российского общества находят свое объяснение, если согласиться с тем, что мы участвуем в кризисной трансформации высокоразвитого индустриального общества, каким был СССР, в общество пост-индустриальное, характеризующееся не числом компьютеров на душу населения, а существенно иными социальными и экономическими отношениями между его членами.
Экономика индустриального общества основывается на конвейерном производстве, обеспечиваемым миллионами работников, выполняющих отработанные до автоматизма относительно простые операции (что характерно как для промышленности, так и для сферы услуг и управления). Эти работники и образуют те самые трудящиеся массы, интересы которых представляют различные политические партии, становящиеся инструментами формирования правового поля с использованием парламентских механизмов (в доиндустриальных обществах источником права был так или иначе глава государства или группы правящего класса). Право, оформленное в законодательство, становится выражением интересов большей части населения, что и позволяет появиться явлению и понятию "правовое общество".
Экономика пост-индустриального общества, базирующаяся на высших достижениях научно-технического процесса, основывается на индивидуальном творческом труде, в процессе которого (в идеале) каждый работающий выполняет уникальный набор операций и производит уникальную продукцию, соответствующую уникальным потребностям заказчика (компьютерные технологии позволяют это уже сегодня). Однако в таком обществе естественным образом исчезают "безликие" трудящиеся массы, а следовательно база для формирования политических партий и право в том его понимании, которое сложилось в ХХ веке.
В переходную эпоху в обществе сосуществуют субъекты экономики и индустриальной, и пост-индустриальной формаций, между которыми возникает широкий спектр различных взаимоотношений, многие из которых лишь внешне похожи на отношения, характерные для обществ индустриальных стран Америки и Европы.
Субъекты индустриальной экономики представлены сырьевыми компаниями, компаниями, производящими полуфабрикаты (типа металлургических), и некоторыми другими производителями стандартной продукции (трубы, рельсы, оружие). Имеющиеся партии представляют интересы различных финансово-промышленных групп, из кассы которых прямо или косвенно финансируется их деятельность. Все другие ветви власти и правоохранительные органы также фактически (прямо или косвенно) действуют в интересах различных конкурирующих группировок бизнеса, в связи с чем в стране отсутствуют реальные механизмы обеспечения интересов и безопасности граждан. Средства массовой информации, иногда называемые "четвертой властью", существуют на тех же принципах и отражают точку зрения своих хозяев. Деятельность производства индустриальной эпохи в настоящее время является главным источником загрязнения окружающей среды, главной причиной истощения возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, главной угрозой здоровью нынешнего и будущих поколений. Именно в их интересах, во имя продления их и финансируемой ими "элиты", осуществляется политика "снижения экологических барьеров" для бизнеса в России, распространяется идеология "деэкологизации", в соответствии с которой охрана природы и защита окружающей среды есть удел только богатых стран, а для роста богатства страны в России есть только природные ресурсы на экспорт.
Субъектами пост-индустриальной экономики является большая часть граждан России, не участвующая в деятельности вышеперечисленных компаний. Те миллионы высокообразованных граждан, которые сумели за исторически ничтожный срок решить ранее неподъемную задачу: не прекращая практически бесплатно выполнять свои обязанности на производстве, в армии, в сфере образования и медицины и многих других сферах (или уйдя в сферу индивидуального труда) обеспечить удовлетворение первичных потребностей своих семей (в первую очередь продуктами питания), до минимума сократив издержки фактической катастрофы индустриального гиганта СССР. Интересы этого большинства населения не представляют и не защищают никакие партии и никакие органы исполнительной и судебной власти. Точку зрения этой части общества отражают только средства массовой информации, издаваемые гражданскими организациями. В настоящее время это большинство всеми правдами и неправдами оттесняется от участия в принятии решений, касающихся соблюдения их конституционных прав. В то же время представители этой части общества фактически выступают в качестве носителей эффективных, экономных и экологичных ресурсосберегающих технологий, применение которых способно на практике изменить отношения Человека с Биосферой (достаточно вспомнить, что более 50% сельхозпродукции в России производится в подсобных хозяйствах, занимающих 1,1% сельхозугодий: 100-кратная разница по эффективности труда). Именно они и есть те 90% граждан, которые выступают как против ввоза радиоактивных отходов в страну, так и за восстановление эффективного экологического контроля.
Задачи "зеленого" движения в начале 21 века в России.
В начале 21 века "зеленому движению" предстоит выполнить две взаимосвязанные задачи: в максимально возможной степени содействовать становлению и развитию в России экономики и связанных с ней социальных отношений, характерных для пост-индустриального общества, одновременно в максимально возможной степени препятствуя истощению природного наследия граждан страны, ухудшению среды обитания, деградации дикой природы в результате действий национальных и транснациональных индустриальных корпораций.
Работа по выполнению этих задач и достигнутые успехи способны сделать союзниками и опорой "зеленого" движения самые разнообразные социальные группы и институты как в России, так и за рубежом.
Условия и механизмы выполнения задач "зеленого движения".
Важнейшим условием и одним из механизмов выполнения указанных задач является внедрение в общественное сознание идеи о том, что российское общество, находясь на магистральной траектории развития цивилизации, претерпевает естественные изменения, связанные с переходом от индустриальной к пост-индустриальной формации. Предпосылками этого перехода являлись развитая промышленность (хотя и крайне военизированная) и высокий уровень образованности населения СССР, а катализатором перехода стал классический кризис пределов роста, случившийся с экономикой СССР, который и обусловил именно кризисный, а не эволюционный характер переходного периода.
Заметки на полях:
Такая идеологическая работа позволит миллионам сограждан ощутить себя "нормальными людьми", преодолеть комплекс "хронических неудачников", формируемый теорией "догоняющего развития" - со всеми вытекающими позитивными последствиями для индивидуальной психики и общественного поведения (вплоть до снижения уровня алкоголизма и наркомании, возможного повышения рождаемости и снижения смертности от стрессов).
С другой стороны, это не будет пропагандой "особого пути" и "российской исключительности", либо раздражающей, либо смешащей даже доброжелательных партнеров России.
С третьей стороны, пост-индустриальное общество естественным образом является альтернативой "обществу потребления западного типа", от рекламы которого тошнит большую часть наших соотечественников. Одно это может сформировать многомиллионную "армию" наших соратников.
Активное (сетевое) распространение всего спектра технологий нормальной организации жизни:
технологии экологически чистого сельского хозяйства для применения на приусадебных участках;
технологии строительства энергоэффективного жилья,
технологии использования и переработки отходов жизнедеятельности и промышленности;
технологии создания "местных систем оплаты труда", систем зачета взаимных услуг и иных форм неденежной (беспроцентной) экономики;
технологии (дешевые)ремонта и модернизации используемых технических устройств, жилищ и иных "средств существования";
технологии (социальные) кооперирования граждан для обеспечения своей безопасности, решения социальных проблем, повышения уровня образования, медицинского обслуживания и т.п.
Список является открытым. Необходимо искать и помогать внедрению технологий и отношений, способных содействовать снижению издержек на удовлетворение первичных жизненных потребностей и повышению качества жизни: от нищеты и прозябания к достойному существованию - и далее к созданию условий для духовного роста (качество жизни не равно уровню жизни, традиционно измеряемому числом у.е. на тело населения).
Активное участие в становлении и развитии системы местного самоуправления и всех иных форм самоорганизации граждан, развитие сотрудничества в решении социальных и экологических проблем с общественными объединении других тематических направлений; содействие развитию благотворительности как формы социальной активности граждан (в разных формах); содействие развитию малого и среднего бизнеса в "экологической" и иных сферах как сообщества, жизненно заинтересованного в развитии "зеленого" движения.
Осуществление всего спектра действий, необходимых для сохранения дикой природы как природно-культурного наследия (достояния) местного, регионального, национального и международного значения.