Приозерные тезисы

А. Шубин
2019 г.


В октябре у нас появилась возможность на пару недель уехать от городской суеты и побыть близ озер Карельского перешейка. Впрочем, в наше время и такой отдых не спасет от разнообразного общения – и в Сети, и очно, с товарищами, которые подъехали из Питера. Эти приозерные размышления и общение крутились вокруг тем, о которых я уже высказывался, но есть смысл изложить некоторые тезисы кратко.

1. Современное общественное движение борется за тактические цели: чуть больше свободы, чуть больше зарплаты, поменьше строительства, ухудшающего положение жителей. Даже в случае победы оппозиции над существующим режимом изменения не будут качественными. Либо вернутся 90-е, либо будет создано слабое социальное государство в обществе периферийного капитализма. Это при условии успеха демократической оппозиции, а не националистических и фундаменталистских радикалов, что может привести и к кровавому хаосу, архаической деградации общества. Впрочем, и сохранение существующей ситуации медленно ведет туда же.

2. Этот проникнутый тактическими задачами и лишенный стратегии политический контекст лишает постсоветское пространство возможности выйти из социального кризиса, который будет углубляться как при сохранении нынешних социально-политических структур, так и в случае возвращения к «улучшенной» модели 90-х гг. На нынешнем уровне глобализации Россия остается страной периферийного капитализма, от которой мировой рынок востребует прежде всего сырье, сельхозпродукцию и оружие для Третьего мира. Но в случае дальнейших социально-технологических изменений в более развитых странах востребованность сырьевых ресурсов станет меньше, и все негативные социальные тенденции будут только нарастать, ведя Россию по пути архаизации и маргинализации.

3. Эти процессы были запущены, когда еще в период Перестройки наше общество не смогло взять барьер постиндустриального общества, не создало адекватную ему социальную структуру. Без создания социальной структуры, которая отличается от нынешней принципиально, не может измениться качественно и наша жизнь – даже при внедрении в нее некоторых созданных мировой экономикой технических улучшений. Мы можем одерживать тактические победы, но Система будет быстро их «съедать». Частные победы в борьбе за зарплату радуют, но их поглощает инфляция. Частные победы над строительными планами будут просто приводить к их временному откладыванию или переносу в другое место, где тоже живут люди. Тактическая борьба необходима, но без перспективы качественных перемен нашей жизни такая борьба обречена на поражение.

4. Публичная идейно-политическая повестка выстраивается в узком спектре полемики национал-консерваторов с либералами-западниками при участии умереннейших социал-демократов. Необходимо выйти за рамки этого идейного спектра, чтобы начать всерьез решать проблемы страны, а значит – и мира. Ведь весь мир тоже не знает пока, куда двигаться после завершения индустриальной модернизации и урбанизации. Результаты осуществления глобального либерального проекта разочаровывают не только жителей стран Третьего мира, оказавшихся за бортом «золотого миллиарда», но и значительную часть североамериканцев и западноевропейцев. Ответы консерваторов и националистов на этот вызов сводятся к возвращению назад. Но в условиях нарастания экологических и ресурсных проблем этот курс лишь на время замораживает проблемы, которые все равно нужно решать. За фасадом консервативной стабильности нерешенные социальные проблемы продолжают гнить, порождая гангрену. Происходящее по всему миру социальные волнения не сопровождаются выдвижением идеи качественных социальных перемен и потому являются скорее бунтом, чем движением к выходу из кризиса.

5. Каждая страна мира находится сегодня в системе координат между двумя полюсами. На одном полюсе – страны с преобладанием «лишнего населения», живущего в бедственных и бесперспективных условиях, такие, как Бангладеш, например. На другом полюсе – возможность перехода к постиндустриальным общественным отношениям, которые в современном мире присутствуют пока только в элементах. Поскольку эта возможность не реализуется, большинство стран мира деградирует к первому полюсу, что множит страдания людей и создаёт предпосылки массового кровопролития.

6. Если мы хотим найти принципиальный выход из кризисной ситуации, необходимо представить себе общество, к которому следует стремиться. Даже для постепенного, но поступательного движения нужно видеть цель. Общество, к которому мы стремимся, может считаться качественно новым, если будет принципиально отличаться по своей структуре от существующего. Иначе оно – просто вариант старого, деградирующей глобализации начала XXI века. Новое, качественно отличное от индустриального и доиндустриального, общество, преодолеет важнейшие черты прежней формации: узкая специализация будет вытесняться многофункциональностью, воспроизводство по шаблонам – креативностью, вертикальные формальные отношения управления – сетевыми горизонтальными неформальными связями, бюрократическая государственность – электронной демократией и самоуправлением.

7. Человечество в разных странах и в своей глобальной структуре то подходит к грани качественных перемен, то отступает от них. Городская индустриальная цивилизация теперь достигла пределов своего роста и начинает деградировать. «Мы уже на вершине, и вперёд – только вниз босиком». Современная городская индустриальная цивилизация не может обеспечить своими благами большинство жителей планеты, преодолеть экологический кризис и решить многочисленные нарастающие социально-психологические проблемы жителей разрастающихся вширь и ввысь городов, оставляющих человеку всё меньше жизненного пространства, загораживающих ему само Небо. Человечество, чтобы не погрязнуть в ужасе деградации, должно сделать новый решительный шаг в будущее.

8. Для лучшего понимания ситуации, в которой мы оказались, приведем историческую параллель. Значение элементов постиндустриального общества сейчас подобно тому, каким в XV веке было значение элементов индустриального общества. В каком-то смысле мы сейчас живём в XV веке. Как тогда постепенно складывались предпосылки индустриального перехода, так сейчас – постиндустриального. Тогда такими предпосылками были – книгопечатание, великие географические открытия, мануфактуры, Возрождение и, наконец, Реформация. Эти явления создали предпосылки для начала прорыва к городской цивилизации, которую мы сегодня считаем современной, нормальной.

Сейчас тоже сложились определённые предпосылки для запуска процесса качественных перемен – интернет, освоение космоса, компьютерные и 3D-технологии, постиндустриальные теории, развитие гражданских движений и субкультур. Но чего-то не хватает. А когда какого-то компонента не хватает – переход не начинается. В XIV-XV вв. модернизационные процессы то запускались, то глохли в разных частях Европы, и лишь после выдвижения тезисов Лютера и их широкой поддержки началось Новое время. И сегодня перед нашей страной и миром стоит задача «запуска процесса» качественных перемен, изменения самого вектора развития. От решения этой задачи зависит судьба нашей страны и всего человечества.

9. Чтобы «запустить» процесс перехода, необходимо представить людям внятную картину другого образа жизни и его практические примеры. Люди боятся отказаться от своего нелегкого образа жизни в городах, даже если он их не устраивает. Но они не могут представить себе, что в наше время для обычного человека – не бизнесмена и не высокопоставленного чиновника – возможна жизнь, которая будет качественно лучше. Необходимо объяснить людям, что другая жизнь возможна.

Сегодня мало кто согласится уехать из крупного города куда-нибудь на границу Новгородской и Тверской областей или на необъятные просторы Сибири. Там немало красивых и пригодных для расселения мест. Но что там делать преподавателю, программисту или инженеру? Государство раздаёт гектары на Дальнем Востоке, но и они в значительной степени остаются невостребованными. Даже для жителя дальневосточного региона освоение такого гектара – неподъёмная проблема, не то что для жителя Центральной России. Другое дело, если Вам предлагается большой участок земли, на котором расположен удобный электронный коттедж («умный дом»), построенный по Вашему вкусу, с компьютерами, с удалённой работой, с гидропоникой, с собственной энергоустановкой (ветер, солнце, малая гидроэнергетика и т. п.), климатическим колпаком, с домашними роботами и 3D-принтерами, которые могут «напечатать» почти любую вещь. Согласитесь – это меняет дело.

10. Но ведь все это сейчас очень дорого. Кроме компьютера разве что. А ведь раньше и компьютеры были дороги, и мобильные телефоны. А теперь подешевели, так как пошли в массовое производство. Это произойдет и с 3D-принтерами. А они уже могут «напечатать» робота и детали для дома по скаченному из интернета алгоритму. И роботы соберут любому желающему из деталей дом по чертежу. Главным продуктом станут не вещи, а программы, модели, чертежи. А их можно делать в любой точке планеты.

У всех желающих будут домашние фабрики. Сейчас 3D-принтеры такие же несовершенные, как мануфактуры в сравнении с фабрикой. Но по мере их совершенствования и они, и домашние роботы станут отличаться от нынешних образцов, как в начале ХХ века первые автомобили, самолеты и телефоны отличались от нынешних привычных нам машин и домашних приборов. Для быстрого развития технологий нужен «социальный заказ», стремление государства, производителя и потребителя развивать именно эти технологии. Необходимо формировать такой «социальный заказ», и это позволит изменить жизнь всех желающих и приведет к быстрому решению социальных проблем, которые сегодня кажутся «вечными» и непреодолимыми.

11. По мере создания поселков, состоящих из малоэтажных «умных домов», в которых живут люди, обеспеченные работой удаленно, возникнет возможность для добровольного расселения людей из перегруженных городов на территории с красивой природой, но малодоступные сегодня из-за отсутствия инфраструктуры и концентрации человечества в городах. Разумеется, при обратном расселении из городов это нужно делать осторожно, чтобы не загубить природную среду – с заповедниками, рекреационными зонами и экологическими обязательствами поселенцев.

Доля промышленности в производстве будет сокращаться также, как доля сельского хозяйства сократилась при переходе к индустриальному обществу. Это снизит и потребности в энергии, вырабатываемой крупными и потому экологически опасными электростанциями, стимулирует автоматизацию производства, увеличит процент занятых творческим трудом, связанным с производством информации – моделей продукции, которая затем может производиться («распечатываться») либо автоматическими производствами с минимальным персоналом, либо вообще по месту жительства потребителя на его 3D-принтере.

В зависимости от предпочтений и психологических особенностей люди могут выбирать жизнь как в поселениях, так и на хуторах. Самоуправляющиеся поселки творческих людей могут называться наукограды или креативные поселения. Начать можно с целенаправленного создания таких поселений хорошо подобранными командами. Позднее такой образ жизни могут выбрать все желающие.

12. Необходимо учитывать, что старая социальная система будет сопротивляться столь кардинальным изменениям, которые могут лишить влияния и хозяев индустрии, и чиновников, лоббирующих массированное жилищное строительство и в других отношениях стремящихся решать судьбы миллионов людей без их согласия. Нельзя рассчитывать только на логику технического прогресса. Он даёт результат только в случае серьёзного общественного запроса и стимулирования развития тех или иных технологий. Такой запрос создаёт адекватная изменениям социальная структура и политическая воля. Для того, чтобы процесс постиндустриального перехода стартовал, имеются технологические и социально-культурные предпосылки. Но без активных действий, целенаправленной пропаганды запуска процесса перемен Старт новой эпохи еще долго не состоится. Сторонникам этого Старта, запуска перехода от индустриального к креативному обществу, необходимо объединяться и начать действовать вместе – разъясняя стратегические задачи человечества, возможности, которые Старт предоставляет жителям нашей страны с ее огромными просторами, связь сегодняшних тактических задач социального и гражданского движения с задачами принципиальными и стратегическими.