Интернет старого обряда

Эся Петрова
2016 г.


Слово «старообрядец» не ассоциируется с человеком, активно пользующимся Интернетом, имеющего страничку в социальной сети или даже целый сайт. Однако, несмотря на свой архаичный имидж, за века существования старообрядчество проявило высокие адаптивные способности к веяниям новых веков, что способствовало его длительному развитию. Век Интернета наступил для старообрядчества очень вовремя. В 1988 году священник РПЦ Павел Коломейцев писал о том, что у старообрядческих общин нет единого будущего, так как у них нет общих коммуникаций. Однако вскоре именно Интернет позволил наладить эти коммуникации.

Исследователь А.С. Стахурский пишет о важности Интернета как основного коммуникативного средства для связи старообрядцев всей планеты. Связь между общинами даже в пределах одной страны также необходима для консолидации старообрядческих этнических групп и решения общих вопросов, касающихся Православной Старообрядческой Церкви как социального института. Новые технологии помогают в просветительской деятельности, особенно молодежи, которая сидит в Сети долгими часами, а также для произнесения проповедей для жителей труднодоступных районов.


Коммуникационные центры конфессий

Во всемирной паутине существует множество сайтов староверческих приходов, которые рассказывают о жизни общин, размещают расписание богослужений, исповеди и крестных ходов, публикуют фотографии и даже статьи по серьезным богословским вопросам. С каждым годом количество электронных ресурсов увеличивается: в ноябре 2015 г. начал свою работу сайт общины Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова, в феврале 2016 года свой официальный интернет-ресурс появился у Покровской общины РПСЦ г. Омутнинска.

Если набрать в поисковой строке «Яндекса» или «Google» запрос по теме «сайт старообрядец», то увидим 2 миллиона ответов. Большинство результатов относятся к Белокриницкому согласию, иерархически подчиняющемуся Митрополиту Московскому и всея Руси Корнилию (Титову). Сайты беспоповских и беглопоповских согласий не входят в число самых популярных по посещениям, так как представляют собой разрозненные, не связанные между собой ресурсы, отчасти прекратившие свое существование к 2016 году. Многие сектантские ответвления беспоповских согласий не имеют собственных Интернет-ресурсов.

Существует и светский ресурс, посвященный истории раскола, апологетике старообрядчества. Портал «Анти-раскол» публикует материалы не только о старообрядчестве. Редакция сайта заявляет, что информационная наполненность портала отражает позицию РПЦ, сформулированную на Поместном Соборе 1971 года, т.е. отмену клятв на старообрядчество.

Консолидирующую роль в старообрядчестве играют существующие поповские интернет-ресурсы, которые, имея форму для обсуждения, являются платформой для дискуссий всех согласий и толков. Исходя из этого, мы будем обращать внимание исключительно на сайты, где редакторы проживают в Москве и входят в Белокриницкую иерархию, возглавляемую Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым).

Известным и в старообрядческой среде ресурсом является «Самарское староверие». Однако, сложно признать за ним коммуникативную функцию: это скорее библиотека, собрание статей (как самих старообрядцев, так и исследователей), иногда на нем можно встретить объявления о презентации какой-либо книги, которая, как правило, вскоре становится доступна на сайте в электронном виде.

Интересно, что и РПЦ следит за распрями в стане оппонентов. Так, Глеб Чистяков, входящий в редакционную группу «Русской веры», был главным героем заметки на официальном сайте Московской патриархии РПЦ. В заметке сообщается, что «митрополит Корнилий, который ранее проявлял недовольство «утечкой информации» через Интернет, … раскритиковал деятельность сотрудника отдела Глеба Чистякова, который был вынужден подать прошение об отставке».

Для того, чтобы наш анализ был беспристрастен, мы будем использовать данные таких аналитических ресурсов, как Яндекс.Метрика и SEOgadget. Рейтинг самых популярных староверческих сайтов по Москве таков:

  • Старообрядческая мысль- Сайт для думающих и ищущих1 (1);

  • Официальный сайт Московской Митрополии – 2 (3);

  • Сайт «Русская вера» - 3 (6);

  • Московское Старообрядческое Духовное Училище – 4 (16).

  • «Старообрядческая мысль» и «Русская вера» популярны в социальных сетях: на Facebook
    «Старообрядческая мысль» имеет 1010подписчиков, «Русская вера» - 542; Вконтакте 1933 и 2578v соответственно.

Официальный сайт Митрополии РПСЦ (на то он и официальный) освещает всю деятельность Митрополита Московского и всея Руси Корнилия и связанную с ним активность епархий, общин и других согласий. На сайте публикуются фотоотчеты обо всех поездках Митрополита, документы, принятые в ходе встреч. Информация о грядущих мероприятиях, выставках или других событиях также связана с деятельностью владыки Корнилия. В общем, сайт достаточно похож на официальный сайт ведущей Церкви, но имеет неформальную связь с его посетителями – «ключевые фигуры» духовного центра на Рогожском кладбище уступают место рассказам из провинции, и лишь в контактах можно найти информацию о людях, отвечающих за различные департаменты Митрополии, ссылку на интернет-ресурс церковной лавки. Если зайти на другие интернет-ресурсы, освещающие повседневную жизнь общины, а также пообщаться с указанными в этом разделе личностями в реальной жизни, можно сделать вывод о том, что информация настолько сухая, что указывает только на какую-то одну из сторон широкой деятельности этих людей в рамках отделов Митрополии.

Сайт Московского Старообрядческого Духовного училища, имеющий «кнопочную», html-связь с официальным сайтом Митрополии, является дочерним проектом, который дублирует информацию в социальных сетях, где страницы МСДУ была созданы ранее сайта (например, о расписании уроков).

Фактически независимыми от Митрополии порталами остаются Старообрядческая мысль (starove.ru) и «Русская вера» (ruvera.ru).


«Старообрядческая мысль» и «Русская вера»

В 2006 году были созданы проект и сайт «Старообрядческая мысль» (электронный адрес - MOLODOJ.RU) на базе Отдела по делам молодёжи Русской Православной старообрядческой Церкви. В августе 2013 года проект переехал на ныне существующий адрес, "став сайтом для «Думающих и ищущих» при том же ОДМ РПСЦ". Уже через год, в сентябре 2014, по решению Совета Митрополии РПСЦ проект стал самостоятельным сайтом под названием «Старообрядческая Мысль». Отрыв от исключительно молодежной аудитории можно видеть по статистическим данным: основная аудитория сайта – это люди 45 лет и старше, хотя доля посетителей в возрасте 25-34 лет велика, однако, молодежью их можно назвать с трудом.

Вот как позиционирует себя этот интернет-ресурс:
«Целью существования проекта «Старообрядческая мысль», название которого заимствовано из одноимённого дореволюционного издания, является продолжение лучших традиций наших предков в части отстаивания своих прав на национальное самосознание, противодействие насаждению чуждых русскому обществу традиций и порядков, сохранение преемственности поколений, историческая грамотность». Таким образом, сайт намерен отстаивать твердую консервативную позицию современными интернет-средствами.

Характер публикуемых статей действительно отражает приверженность всему «исконно русскому». При этом сайт работает на сплочение старообрядческой культуры. Так, существует раздел «Деловые предложения старообрядцев», где любой может выбрать репетитора по английскому или ветеринара старообрядческого вероисповедания. Сайт ведет борьбу с РПЦ с юмором, без «ругани». Характерные такие заголовки: "Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой" (обзор Божественной Литургии по древнерусскому чину в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове новообрядческим митрополитом Иларионом (Алфеевым), «Ice Bucket Challenge» (высмеивание мнения об обязательном погружении в купель на Крещение среди чад РПЦ).

Другой староверческий портал – «Русская вера» - выглядит более традиционалистским, несмотря на то, что тоже имеет «филиалы» в социальных сетях, порой публикует «мирские» статьи. Однако он не позволяет себе ни веселых карикатур, ни юмора в названиях публикаций. На сайт работают проверенные люди, не ограниченные каким-то одним старообрядческим согласием, но, как и Старообрядческая мысль, неформально подчиняющиеся Рогожскому духовному центру.

Их кредо таково: «Главная задача сайта «Русская вера» состоит в том, чтобы рассказать обществу об этом богатейшем наследии и, отталкиваясь от феномена старообрядчества, говорить о русской цивилизации в самом широком смысле этого слова... Мы публикуем материалы, посвященные жизни и обычаям всех без исключения старообрядческих согласий, включая самые небольшие. Также на сайте публикуются статьи инославных (не старообрядческих) авторов, но интересные читателям...».

Таким образом, оба сайта имеют две стороны: обращенную вовне, к окружающему обществу, интересующемуся не просто старообрядчеством, а русской культурой и консервативными ценностями; и направленную внутрь, к старообрядческой аудитории, нуждающейся в консолидации. Для того чтобы удовлетворять вкусы такой разнообразной аудитории, необходимо иметь такой же разношерстный коллектив авторов.

На сайте «Русская вера» есть раздел, в котором любой желающий может ознакомиться со списком авторов. Заглянем в него и мы.

Большинство авторов, безусловно, староверы. Мы видим здесь представителей известных старообрядческих родов: Чистяковы, Гусевы, Бобковы, Бармины и другие. Такие авторы отмечены надписью «потомственный старообрядец». Несмотря на то, что потомственные авторы связаны с описываемой ими культурой по рождению, большинство из них имеет высшее журналистское образование и параллельно работает в светских изданиях.

Приглашенные не из старообрядческой среды авторы – историки, искусствоведы, музееведы. Однако, это отнюдь не те исследователи, которые знакомы, любимы старообрядческим миром, частые гости Дня Музеев на Рогожском. Где же, к примеру, Е.М. Юхименко, работы которой признаны старообрядцами, высоко оцениваются как религиозным, так и светским сообществом ученых?

Если говорить о «странных отсутствиях» в списке старообрядческих авторов, то можно увидеть, как не хватает в нем известного искусствоведа, любимицу публики и самого Митрополита Д.Е. Мальцевой (кстати, тоже из купеческого старообрядческого рода). Зато авторами сайта являются «опальный историк» Г.В. Носовский и вполне себе служитель РПЦ игумен Кирилл (Сахаров), который «практикует старообрядный чин, находясь при этом в юрисдикции Московского патриархата». Более того: «Русская вера» ищет новых авторов в рамках «философии сайта», вакансия «автор тематических статей» открыта.

Главные редакторы портала «Русская вера» Г.С. Чистяков (17 статей) и А.А. Лопатина (26 статей) не слишком активны. Самыми плодовитыми авторами сайта являются новообрядец игумен Кирилл (Сахаров) (27 статей), научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Татьяна Игнатова (33 статьи), Марина Волоскова (66 статей) и Максим Гусев (88 статей)

Каковы авторы конкурента «Русской Веры» - «Старообрядческой мысли»?

Работа каких людей помогла «Старообрядческой мысли» (уже как самостоятельному порталу, а не проекту ОДМ РПСЦ) догнать, а то и перегнать «Русскую веру»? Портал «Старообрядческая мысль» не имеет раздела «Наши авторы». В разделе «О проекте» можно увидеть информацию лишь о главном вдохновителе портала, редакторе – одном из известнейших «медийных» лиц старообрядческого мира – Олеге Хохлове.

Олег Хохлов, обозреватель жизни на Рогожском кладбище, координатор отдела по делам молодежи Русской Православной старообрядческой Церкви, автор книги «Святитель Геронтий (Лакомкин): жизнь в рассказах от первого лица», фотограф и фермер-предприниматель. Авторство большинства статей на сайте принадлежит именно ему. Как правило, статьи Хохлова посвящены тем темам, которые касаются непосредственно самого автора: фотообзор службы в храме, истории из жизни его детей, рассказы об общении со старообрядцами из других регионов. Все эти статьи написаны на основе личного опыта: О. Хохлов лично общается со всеми героями статей, делает фотографии для публикаций, путешествует по стране.

Но не все темы могут быть раскрыты через личное присутствие, личный опыт главного редактора. Другая половина статей, в отличие от «Русской веры» написана не для данного сайта, а представляет собой вторичную публикацию статей с других ресурсов. Конечно, плагиатом назвать это нельзя: «Старообрядческая мысль» ссылается на источник, подписывает имена авторов статей и фотографий. С одной стороны, портал теряет в оригинальности публикуемых материалов, но после выхода сайта из подчинения официальным структурам «Старообрядческая мысль» стал напоминать личный блог О. Хохлова, в котором публикуется то, что интересно в первую очередь самому автору.

Сайт еженедельно обновляется и публикует информацию об актуальных событиях современности. Так, историческая встреча православного Патриарха и Папы Римского 12 февраля 2016 года не осталась незамеченной для «Старообрядческой мысли»: редактор с удовольствием «прокомментировал свежее событие мировой церковно-политической жизни вселенского масштаба». «Русская вера» осталась к событию равнодушна.


Интернет-раскол

В феврале 2015 года «Старообрядческая мысль» опубликовала статью, в которой обвинила «Русскую веру» в воровстве фотографий. В качестве доказательства О. Хохлов приводит скриншоты веб-страниц с «оригиналами» и краденым, указывая, что водяные знаки с оригинальных фотографий были убраны. Вменяя в вину кражу интеллектуальной собственности, редакция «Старообрядческой мысли» обиженно (все-таки, портал на энтузиазме О. Хохлова держится) заявляет, что акт воровства отягчен не только финансированием сайта «Русская вера» новообрядцами, но и самим фактом получения гонорара за статьи.

Кроме того, резкие выражения «Старообрядческой мысли» в лице О. Хохлова касались и обвинений в «накрутке» посещаемости, что увеличивает популярность «Русской веры».

Надо заметить, что редакция портала «Русская вера» никак на публикации с обвинениями не отреагировала…
Принципиальная претензия, предъявленная «Старообрядческой мыслью» «Русской вере» - финансирование со стороны РПЦ. Насколько они обоснованы?

На сайте «Актеон», учредителя «Русской веры», существует раздел «Партнеры», среди которых указан Благотворительный фонд им. Св. Григория Богослова, который был учрежден в августе 2009 года под покровительством митрополита Илариона (Алфеева), руководителя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС РПЦ).

Исполнительный директор благотворительного фонда имени св. Григория Богослова - Леонида Севастьянова. Он рассказывает о том, что одним из главных направлений работы фонда является поддержка старообрядных приходов – как тех, которые находятся в юрисдикции Московского патриархата, так и относящихся к Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Благородная цель не крамольна сама по себе: учредитель фонда, митрополит Иларион, возглавляет комиссию «По делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством». Леонид Севастьянов, будучи новообрядцем, происходит из известной старообрядческой священнической семьи, является родным братом настоятеля Покровского храма РПСЦ города Ростова-на-Дону иерея Иоанна Севастьянова. В свою очередь Иоанн Севастьянов является штатным автором «Русской веры» и возглавляет раздел «Вопрос священнику», отвечая «алчущим и жаждущим правды».

«Старообрядческая мысль» ревностно следит за связями «Русской веры» и сообщает, что Леонид Севастьянов входит в Совет Директоров фармакологической компании «Протек». Владельцем этой компании является В.С. Якунин, православный меценат, сопровождающий митрополита Илариона в деловых поездках и на богослужениях.

Благотворительный фонд имени св. Григория Богослова не скрывает, что получает финансирование от ОАО «Протек». Таким образом, у «Русской веры» действительно есть личные связи с фондом и его руководством, которое не скрывает поддержку старообрядцев. «Русскую веру» выпускает круг авторов, среди которых могут быть новообрядцы, старообрядцы, выступающие за укрепление сотрудничества с РПЦ, и единоверцы.

В отличие от «Русской веры», редакция «Старообрядческой мысли» не допускает мысли о сотрудничестве с РПЦ. Так, например, последний акт «литургии по старому чину», проведенному, кстати, все тем же митрополитом Илларионом, «Старообрядческой мыслью» был раскритикован, в то время как «Русская вера» отметила, что при подготовке к литургии «учитывались научные разработки литургики».

Конфликт «Русской веры» и «Старообрядческой мыли» активно муссируется на интернет-порталах (288 комментариев). Таким образом, Интернет стал не только каналом информации о старообрядчестве, но и площадкой, на которой происходит столкновение двух его течений – ориентированного на сближение с РПЦ и противостоящего ему. Этот старый исторический конфликт обрел в XXI веке новую форму и новый информационный носитель.


Редактор сайта «Старообрядческая мысль» Олег Хохлов

Карикатура к статье "Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой".


  1. Коломейцев П.Л. Есть ли будущее у старообрядцев? // Религия и демократия : на пути к свободе совести. 1993. Вып. II. С. 523-529.
  2. Стахурский А.С. Интернет-технологии как фактор консолидации культурной общности // Старообрядчество : история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи : мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. (31 мая – 1 июня 2007 г., г. Улан-Удэ). 2007. С. 161-164.
  3. Община Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Старообрядческая община Никольско-Рождественской церкви г. Новозыбкова, cop. 2015-2016. – Режим доступа : http://hramnadkarnoj.ru/
  4. Покровская старообрядческая община г. Омутнинска [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Покровская старообрядческая община, cop. 2016. – Режим доступа : http://www.pokrov-obshina.ru/
  5. Например, http://aleko.staroobrad.ru/ - уже неработающий ресурс Новгородского беспоповца А. Безгодова; Выгореция [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Окно в Карелию, cop. 2000. – Режим доступа : http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/; Портал Старообрядчество [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], cop. 2012. – Режим доступа : http://staroobryadchestvo.ru/; Старообрядчество [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.] : Клинцовский портал, cop. 2009-2014. – Режим доступа : http://klintsy-portal.ru/index.php?id_catalog=15
  6. Анти-раскол - информационно-справочный портал по расколоведению [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], cop. 2016. – Режим доступа : http://www.anti-raskol.ru/
  7. Отношение портала "Анти-раскол" к старообрядчеству [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.] : Анти-раскол, cop. 2016. – Режим доступа : http://www.anti-raskol.ru/pages/686
  8. Самарское староверие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], cop. 2016. – Режим доступа : http://samstar.ucoz.ru/
  9. В Информационно-издательском отделе РПСЦ произошли кадровые изменения // Patriarchia [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2005-2016. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/177331.html (дата обращения 14.02.2016).
  10. Старообрядческая мысль - Сайт для думающих и ищущих [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : ОДМ РПСЦ, cop. 2006-2016. – Режим доступа : http://starove.ru/
  11. В скобках указывается место в общем рейтинге по запросу.
  12. Официальный сайт Московской Митрополии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия, cop. 2016. – Режим доступа : http://rpsc.ru/
  13. Сайт «Русская вера» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Старообрядческий сайт «Русская вера», cop. 2013-2016. – Режим доступа : http://ruvera.ru/
  14. МСДУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Московское старообрядческое духовное училище Русской Православной Старообрядческой Церкви, cop. 2015. – Режим доступа : http://msdu.ru/
  15. Староверу // Facebook [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://www.facebook.com/groups/staroveru/ (дата обращения 04.02.2016).
  16. Русская Вера // Facebook [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://www.facebook.com/ruvera.ru/ (дата обращения 04.02.2016).
  17. STAROVE.RU - СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ МЫСЛЬ - СТАРОВЕРУ // Вконтакте [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://vk.com/staroveru (дата обращения 04.02.2016).
  18. Русская Вера // Вконтакте [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://vk.com/ruvera_ru (дата обращения 04.02.2016).
  19. МСДУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Вконтакте, cop. 2016. – Режим доступа : https://vk.com/club52225596
  20. Информация о проекте // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2000-2011. URL: http://starove.ru/about/ (дата обращения 14.01.2016).
  21. Круглые цифры и круглые даты // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/kruglye-tsifry-i-kruglye-daty- blagodarim-za-vnimanie/?utm_source=feedburner&utm_medium= email&utm_campaign= Feed%3A+Staroveru-feeds+%28STAROVE.RU +-+Сайт+для+думающих+и+ищущих%29(дата обращения 02.02.2016).
  22. Там же.
  23. Деловые предложения старообрядцев // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/business/rabota/delovye/ (дата обращения 14.01.2016).
  24. Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой. Митр. Иларион в Рубцово // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/kontsert-dlya-skripki-s-ekumenicheskoj-aranzhirovkoj-mitr-ilarion-v-rubtsovo/ (дата обращения 14.01.2016).
  25. Ликбез: Ice Bucket Challenge. Крещение, прорубь, брызги, ересь // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/likbez-ice-bucket-challenge-kreshhenie-prorub-eres/ (дата обращения 02.02.2016).
  26. О проекте // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/about (дата обращения 14.01.2016).
  27. Наши авторы // Русская вера [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], cop. 2016. – Режим доступа : http://ruvera.ru/author
  28. Классический состав участников можно посмотреть здесь: День музеев на Рогожском // Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://rpsc.ru/news/culture/den-muzeev-na-rogozhskom-2/ (дата обращения 04.02.2016).
  29. Два слова о специалистах в области старообрядческой культуры // Старообрядческое Подмосковье [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2009. URL: http://www.genealogy-kzn.ru/staroobr_premia/ (дата обращения 04.02.2016).
  30. «Подвергнуть Г.В. Носовского отлучению от Церкви, как не только не принесшего покаяния в своих заблуждениях в течении 12 (!) лет, но напротив, распространяющего их с ещё большим размахом и упорством»: подробнее см.: Смутные ожидания. В Москве открывается Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви // Вера и Религия [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2008-2015. URL: http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/6340-smutnye-ozhidaniya-v-moskve-otkryvaetsya-sobor-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-cerkvi.html (дата обращения 04.02.2016).
  31. По нынешним церковным нормам термин «единоверие» заменен на обозначение «старообрядные приходы Русской православной церкви».
  32. Игумен Кирилл (Сахаров) // Русская Вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2013-2016. URL: http://ruvera.ru/author/saharovaut (дата обращения 04.02.2016).
  33. Вакансии // Русская Вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2013-2016. URL: http://ruvera.ru/job (дата обращения 04.02.2016).
  34. Г.С. Чистяков // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/chistykov (дата обращения 10.02.2016).
  35. Анастасия Лопатина // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/lopatina (дата обращения 10.02.2016).
  36. Игумен Кирилл (Сахаров) // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/saharovaut (дата обращения 10.02.2016).
  37. Татьяна Игнатова // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/ignatova (дата обращения 10.02.2016).
  38. Марина Волоскова // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/voloskova (дата обращения 10.02.2016).
  39. Максим Гусев // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/gusev (дата обращения 10.02.2016).
  40. О сайте «Старообрядческая Мысль» // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/about/ (дата обращения 04.02.2016).
  41. Хохлов О.А. Святитель Геронтий (Лакомкин): жизнь в рассказах от первого лица / О.А. Хохлов. – Верещагино : Б. и., 2015. – 160 с.
  42. Рогожский стол заказов // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/zakaz/rogozhskij-stol-zakazov/ (дата обращения 10.02.2016).
  43. Пасха Христова и конкурс куличей // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/ai1ec_event/pasha-hristova-i-konkurs-kulichej/?instance_id= (дата обращения 10.02.2016).
  44. Как встречать «Новый Год»: обман, вера, Дед Мороз и Рождество // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/kak-vstrechat-novyj-god-istoriya-obmana-ded-moroz-rozhdestvo/ (дата обращения 10.02.2016).
  45. Всё о море в Крыму: Керчь, Курортное, Мама Русская // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/vsyo-o-more-v-krymu-kerch-kurortnoe-mama-russkaya/ (дата обращения 10.02.2016).
  46. Пастырь твёрдый. Как поздравляли о.Виктора // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/o_viktor-2013/ (дата обращения 10.02.2016).
  47. LENTA.RU: «Наша церковь в параличе». О реформе Никона и ее последствиях // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/lenta-ru-nasha-tserkov-v-paraliche-o-reforme-nikona-i-ee-posledstviyah/ (дата обращения 10.02.2016).
  48. Патриарх Кирилл и папа римский. Встреча. Зачем? // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/olga-chetverikova-patriarh-kirill-i-papa-rimskij-vstrecha-zachem/(дата обращения 14.02.2016).
  49. «Русская Вера» украла прихожан, Митрополита и храм РПСЦ // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/russkaya-vera-ukrala-prihozhan-mitropolita-i-hram-rpsts/ (дата обращения 14.02.2016).
  50. В социальной сети Фейсбук, однако, О.Хохлов выражает следующий взгляд на интеллектуальную собственность на фотографии: «Это только электронная молодежь может мыслить об отказе от авторских прав, а старая закалка чтит собственность...» Публикация иерея Алексея Лопатина // Facebook [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=958536664215870&set=a. 140214386048106.27195. 100001786361786&type=3&theater (дата обращения 20.02.2016).
  51. Предположительно ОВЦС РПЦ. См. комментарии к статье «Русская Вера» украла прихожан, Митрополита и храм РПСЦ // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/russkaya-vera-ukrala-prihozhan-mitropolita-i-hram-rpsts/ (дата обращения 14.02.2016).
  52. Сайт «Русская вера»: Порочный круг лжи // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/sajt-russkaya-vera-porochnyj-krug-lzhi/ (дата обращения 14.02.2016).
  53. Партнеры // Издательство "Актеон" [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://akteon-sale.ru/ob_izd/partners (дата обращения 14.02.2016).
  54. Партнеры – католики, а помогаем – старообрядцам // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2005-2016. URL: http://starove.ru/izbran/leonid-sevastyanov-partnery-katoliki-a-pomogaem-staroobryadtsam/ (дата обращения 14.02.2016).
  55. Там же.
  56. Вопрос священнику // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2005-2016. URL: http://ruvera.ru/vopros (дата обращения 14.02.2016).
  57. Там же.
  58. Совет директоров // Головная компания Группы ОАО «ПРОТЕК» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://www.protek-group.ru/corporate-governance/the-board-of-directors/ (дата обращения 20.02.2016).
  59. Илларион Алфеев на аудиенции у Римского Папы // papst.pro [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=C3kKmesG_IY&feature=youtu.be (дата обращения 20.02.2016).
  60. Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой. Митр. Иларион в Рубцово // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/kontsert-dlya-skripki-s-ekumenicheskoj-aranzhirovkoj-mitr-ilarion-v-rubtsovo/ (дата обращения 14.01.2016).
  61. Персоналии // НО «Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2009 - 2010. URL: http://www.fondgb.ru/index.php?ss=27&s=39 (дата обращения 20.02.2016).
  62. Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой. Митр. Иларион в Рубцово // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/kontsert-dlya-skripki-s-ekumenicheskoj-aranzhirovkoj-mitr-ilarion-v-rubtsovo/ (дата обращения 14.02.2016).
  63. Митрополит Иларион (Алфеев) возглавил Литургию древним чином в храме Покрова в Рубцове // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/news/liturgiya_drevnim_chinom (дата обращения 14.02.2016).
  64. Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой. Митр. Иларион в Рубцово // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/kontsert-dlya-skripki-s-ekumenicheskoj-aranzhirovkoj-mitr-ilarion-v-rubtsovo/ (дата обращения 14.01.2016).