Вчерашний докфильм о журналисте Хантере и сегодняшний столетний юбилей Рейгана подвиг меня на некоторые размышления о том, из чего состоит нынешняя Америка. Все общественно-значимое в Америке вытекает из:
Рузвельт.
Бурные шестидесятые, завершаемые Уотергейтом.
Рейганизм.
Компьютернет.
Эти четыре составляющие вобрали в себя предыдущие потоки американской истории, но после них ничего существенно нового не возникло. Идет лишь череда повторений и количественных умножений без нового качества.
Это значит, что в начале 90-х гг. не только мы, но и они достигли некоторого (надеюсь – временного) предела истории. Но в отличие от нас, они не деградируют, а зависли на лаврах и пытаются там удержаться. Фукуяма, таким образом, вовремя ввернул удачную фразу «Конец истории», хотя и воспринял ее смысл совершенно превратно. Конец истории – это не торжество либеральных принципов в мировом масштабе, а просто исчерпание творческой энергии идеологий ХХ века, включая и либерализм. Испробовано все, что было раньше успешным, настало время деградации к старому, известному, череды повторений банального. История двинется дальше, когда на авансцену прорвется, когда станет дыханием масс то, что в ХХ веке было маргинальным иди не было вовсе (хотя, боюсь, придумать что-то принципиально новое после 1991 года никому еще не удалось).
Такие «концы истории» уже случались, и это вселяет в меня надежду. История зависла накануне явления Лютера или Французской революции. А потом перезапустилась.
Но не следует видеть признаки этой перезагрузки в каждом бунте вроде нынешней «песочной революции» на востоке. Там пока нет признаков ни Лютера, ни Робеспьера. Все та же смена банальностей, своих четырех состояний. Навскидку:
Арабский восток:
Ислам.
Панарабизм.
Туризм-вестернизм.
Султанат-президентство.
А мы чем лучше:
Двуглавый орел.
СССР.
Перестройка.
Ельцинизм (в спектре от западничества до системного воровства).
Даже Китай со всем его валовым продуктом и миллиардом празднующих Новый год, давно тасует старые четыре карты:
Великое небо и его непреложные законы.
Империя под ним.
Маоизм.
Рынок Дэна.
Дело не в магической цифре 4. То же самое можно свести и к любой другой цифре.
Но пока не появится Пятый элемент, мир будет гнить, история будет имитироваться сменой шила на мыло, Мубарака на Немцова, Путина на Обаму, Буша на Медведева – в Египте, в России, в Америке, в Китае – в мире. Без Пятого элемента XXI век не начнется.