Как читать психологические схемы


Мы используем графическое изображение идейно-политического спектра для анализа политической, идейной и социально-психологической реальности.

Но поскольку эта система координат основана на ценностях, то она применима и к индивидуальной психологии человека. Ведь не только общество и политические организации, но каждый человек выстраивает в своей жизни соотношение ценностей и приоритетов.

Напомним, что система идейных координат строиться вокруг двух осей: вертикальная (самоорганизация – власть) и горизонтальная (коллективное – индивидуальное).

На психологической схеме направления жизни и деятельности отдельного человека как биологического и в то же время творческого (в этом отношении – не биологического) существа строятся на: 1. противопоставлении творческого и воспроизводящего (биологического) начал (вертикальная ось); 2. коллективного индивидуального (как и в идеологически ценностях). Тогда мы можем выделить восемь основных направлений человеческого бытия и деятельности (начинаем с левого сектора выше горизонтали по часовой стрелке):

  1. Миссии – то, что человек стремится принести обществу (укрепляя и свои позиции в нем);

  2. Альтруизм – то, что человек дает окружающим, не требуя ничего взамен.

  3. Хобби и отдых – то, чем человеку нравится заниматься независимо от пользы и доходов.

  4. Достоинство и профессионализм – то, чем человек гордится, что умеет, благодаря чему получает ресурсы для существования.

  5. Комфорт и доходы – получение ресурсов для жизни, их распределение и обустройство индивидуального и семейного пространства.

  6. Тело - здоровье и безопасность тела, телесные ощущения.

  7. Семья – взаимодействие в малом сообществе, с которым человек живет совместно.

  8. Коллектив – взаимодействие с сообществом, в котором человек осуществляет свою деятельность.

Направления 1-4 являются преимущественно творческими (даже если у человека не творческая профессия, элементы творчества и гордости за свое дело у него почти всегда есть).

Направления 5-8 являются социально-биологическими – в них человек подчиняет себя телу или внешним силам социума.

Направления 3-6 являются преимущественно индивидуальными, а 1-2 и 7-8 – социально-ориентированными.

Личность человека находится в центре и имеет разную степень развития на каждом из направлений. Человек может быть более и менее активен социально, иметь более или менее здоровое тело, больше или меньше профессионализма и достоинства (а также между ними может иметь место конфликт, если человек не гордится своими способностями, а считает их злом). Также конфликты могут происходить и в семье или коллективе. Все эти параметры могут быть обозначены на схеме. В результате можно увидеть, какие в жизни у человека имеются дисбалансы, конфликтные зоны и перспективы развития, какие его центры важны для него, а где он упускает возможности.

Такой графический самоанализ может быть полезен для более точной оценки своей жизни, выявления проблем и поиска путей их решения. Его можно использовать и для оценки мотивов поведения других людей.


А. Шубин, дизайн М. Романова