Проблема для Информационала

А. Шубин
2004 г.


Надвигающиеся на мир перемены, которые, как представляется многим, связаны с постиндустриальным информационным обществом, ставят перед нами проблему нового социального слоя (класса), который может стать основой нового уклада. Очевидно, что основа этого класса формируется на наших глазах. Начиная с революционных событий 1968 г. и компьютерной революции мотором перемен становится наиболее динамичная часть среднего класса. Однако сам по себе средний класс – чрезвычайно разнородная масса. И в нем предстоит нащупать новую социальную реальность, которая еще не осознала своей общности, своих совместных интересов. Пока этого не произошло, новый класс не является той силой, которая может претендовать на лидерство в современном мире. А без этого невозможна и замена нынешней системы глобального олигархического господства новым обществом.

Уже сегодня новый слой играет важную роль в мире. Он является творцом виртуальной реальности, ростков социальной альтернативы, ядром гражданского общества. Собственно гражданским обществом является сеть равноправных некоммерческих и негосударственных организаций, отличающихся общественной активностью. Качественной характеристикой гражданского общества является преобладание равноправных, горизонтальных, неформальных связей над вертикальными, принудительными, формальными. Эта характеристика позволяет выделить и социальный носитель современного гражданского общества. Несмотря на социологическую близость, он заметно отличается от общей массы среднего класса – мещанства, весьма консервативного по своим пристрастиям. Внутренняя, качественная противоречивость среднего класса – типична ситуация. Частью среднего класса были разночинцы и возмущавшиеся их активностью мещане, парижские студенты 1968 г. и владельцы автомобилей, из которых студенты строили баррикады. Если оценивать средний класс не по имущественным признакам, как делается обычно, а по положению в социальной и экономической структуре, то можно отделить консервативные слои служащих и мещанства («мелкая буржуазия») от средних слоев, связанных с творческим производством информации.

В период подъема индустриального общества «гегемоном» гражданского общества была интеллигенция - люди умственного труда, встроенные в индустриальную организацию и беспомощные без нее, а потому в значительной степени зависимые от государства и капитала, стремящиеся возглавить эту же машину. Успех интеллигенции в борьбе за власть превращали победителей в ту же бюрократию и технократию.

В условиях кризиса индустриализма и развития информационных отношений «информационная» часть средних слоев уже не сводится к интеллигенции. Теперь возникает возможность для сочетания в небольшом относительно однородном коллективе функций интеллектуального творчества, реализации его результатов, управления (самоуправления). В одном слое могут сойтись функции рабочего, менеджера и интеллигента – труда, управления и творчества. Такой синтез позволяет говорить о формировании нового слоя (класса), который связан не с управлением, а с самоуправлением. В своих прежних работах я именовал этот слой «гражданским классом», подчеркивая таким образом его общественно-политическое проявление. Но должен признать, что черты «нового класса» глубже. Его основная продукция - информация. Его действия определяются не приказами, а советами и обязательствами перед партнеромами. Он автономен в своей сфере, предпочитая неформальные ненасильственные связи формальным принудительным. Ключевые понятия в его определении – информационность и неформальность отношений (что не исключает формальной регистрации информальных организаций). Неформальность – это структура, а не статус.

Далее этот формирующийся на наших глазах класс можно именовать «информалиат», подчеркивая важность его информационного вида производственно-культурной деятельности и неформальность, равноправие структур и связей.

Информалиат может сформироваться как таковой лишь в условиях развития гражданского общества, которое объединяет в единую систему самоуправляющие группы, проявляющие независимую от государства и "большого бизнеса" социальную активность и социальное творчество – преобразование социальных структур в соответствии со стремлениями тех, кто в них входит, а не только узкой элиты. Социальное творчество развивают прежде всего сети гражданских организаций – экологических, правозащитных, педагогических, коммунитарных и др. Лидерство, в силу горизонтальности, непринудительного характера связей, основано на информационном, а не властном преобладании. Гражданские структуры болезненно реагируют на попытки управлять ими с помощью приказов. Правда, гражданское общество в новых условиях уязвимо со стороны информационного манипулирования. Став своего рода авангардом, моделью информационного общества, оно несет в себе как достоинства, так и проблемы, недостатки новых отношений. От того, какие интересы будет отстаивать информалиат (или как он будет называться, когда осознает свою солидарность и силу) – зависит облик мира в этом столетии. Структура и цели передовых обществ XXI в. зависят от того, когда и при каких обстоятельствах информалиат сможет освободиться от манипулируемости, сформулировать свои собственные интересы, превратиться, употребляя выражение К. Маркса, в «класс для себя».

В свое время рабочий класс стал силой, когда хотя бы часть его задумалась над интересами пролетариата, обратилась за ответом на этот вопрос к интеллигенции. И пусть не был найден единый рецепт – просто задумавшись над проблемой своей общности и солидарности, пролетариат стал силой.

Лабораторией, где пролетариат формировал и осознавал свои интересы, был Интернационал. Сегодня, когда общие интересы нового класса являются пока нерешенной проблемой, новому классу нужна своя лаборатория – Информационал – организация, главной целью которой станет обсуждение общих интересов неформальных сетевых структур, автономных производителей информационных продуктов, творцов новых общественных отношений. В Информационале должен быть услышан голос любого желающего, кто отождествляет себя с этой средой – и тогда новый мир станет реальностью.