Коллективный органайзер: поиски организационных структур нового профсоюзного движения

Евгений Б.
Активист проекта «Факел»
2019 г.


Казалось бы, агитационные и информационные материалы в виде печатных “рабочих газет” — удел далекого прошлого. Да, мы еще встречаем на митингах или на проходных людей, молча раздающих самые радикальные призывы “уничтожить иго мирового капитала самым революционным путем” на бумаге. Эти же люди потом вопрошают, мол, “где же те железные батальоны пролетариата?”, “где активность масс?”. В лучшем случае эти революционеры будут просто ожидать нового общественного подъема, ведь “массы” обязательно придут к ним в поисках лидеров, которые укажут путь неразумным “массам”. Тем не менее, “массы” оказываются настолько темными и непросвещенными, что даже не знают где им искать этих вождей! Так и остается нераскрытым потенциал новых Лениных, Махно или Черновых. В истории остаётся лишь след продавленного дивана.

Современные технологии, с другой стороны, куда более привлекательны - статьи можно писать и в цифровом виде на страницах в социальных сетях - меньше материальных затрат, время выхода такой статьи короче (ведь, как минимум, не надо верстать номер и печатать его), больше и возможность охвата (я могу писать в Санкт-Петербурге, а прочитают меня даже в Сибири!). Да и набрать группу “единомышленников” нетрудно - с помощью нехитрого поиска по интересам или группам можно найти энное количество людей, написать им сообщения с приглашением вступить в организацию и, вуаля - охват ваших текстов уже выходит на тысячи человек, куда как больше, чем у замшелой газеты! Да и вставать не надо никуда - можно вести политическую деятельность, не выходя из дома. В общем сплошные преимущества! И это еще не было сказано о видео из youtube, когда на самые злободневные темы мы видим сотни и тысячи лайков, просмотров, репостов, а в комментариях кипит разум возмущенный. И вот уже, казалось бы, еще чуть-чуть, еще одно видео способно дожать и расшатать режим! Однако, нажать кнопку и написать сообщение не так и сложно, а реальной связи с изображением по ту сторону нет. Единственный способ деятельности, который может предложить автор из интернета — это лайк, репост и “приходите на наш митинг/лекцию/кружок”. Такой же оказывается и культура организации — почти рефлекторно уже: от видео до видео, от одной мобилизации на пикет до другой.

Именно поэтому межрегиональная рабочая газета “Факел” — это не газета. Это и не информационно-пропагандистский ресурс в традиционном понимании. В принципе, да, тут есть и информация, тут есть и просвещение, и агитация, и пропаганда, все есть, как в Греции почти… Но все же, цель проекта “Факел” несколько иная. А именно — это организация наемных работников в борющийся класс. И здесь газета помогает выполнять роль коллективного органайзера. О какой партии, которая представляет интересы класса может идти речь, если и класс не ощущает себя классом, и те, кто гордо заявляет, что именно их организация представляет интересы трудящихся, как-то не на слуху у рабочих, не говоря уже о том, что нет живых связей и системы отношений? Как же здесь поможет газета, которая и не совсем газета?

Во-первых, любой коллектив строится вокруг какой-то конкретной деятельности: будь-то литературный клуб, спортивная команда или же та самая организация, которая будет изменять мир. И газета дает поле этой деятельности — материалы для статей надо готовить, верстать, печатать номера и, наконец, раздавать. Все это требует реальных действий. А ничто лучше не сплачивает (забудем пока о расколах!) коллектив чем совместный труд.

Во-вторых, усвоение базовых принципов планирования и организации труда в соответствии с целями и задачами — ведь надо понять какой материал писать, сколько печатать номеров, каким способом это сделать дешевле и быстрее, где эффективнее раздавать и так далее. Каждый аспект можно раскрывать очень глубоко - одна разведка предприятия чего стоит! Вопрос в том, насколько коллектив готов отрабатывать каждый пункт.

Что ж, все это проходили, скажет кто-то. И тут в дело вступает он… Итак, в-третьих, органайзинг — организации надо расти, расширятся вовне, а помимо этого ее надо защитить от перерождения в очередную авторитарно-бюрократическую структуру. И это та методика, которая помогает нам привлекать новых людей, вовлекать их в осознанную деятельность, искать среди них лидеров и, что важно — стараться раскрыть в человеке его лидерские черты, помочь ему переключиться с режима ожидания в режим “кто, если не я”. Любая организация окостеневает, в ней начинают постепенно складываться роли и вырабатываться иерархия. И этому процессу плевать какие самые демократические принципы у вас в манифесте! Здесь, как раз, воспитание лидеров и актива, действительно демократический процесс выработки и принятия решений как повсеместной практики может помочь предотвратить омертвение. В чем именно заключается наш органайзинг? Условно его можно разделить на внешний и внутренний.

При внешнем органайзинге происходит привлечение людей в профсоюзную деятельность, создание первичек, так, например, одна из побед “Факела” в Омске - создание профсоюза на “Трансмаше” и победа в забастовке. Одним из активных участников ее был нынешний член “Факела” в Санкт-Петербурге. Еще важнейший аспект — живое общение с людьми, например, при раздаче газет, где важно не только и не столько раздать эти газеты, сколько наладить общение с рабочими, найти общий язык, получить контакты, информацию, пригласить на семинар, договориться об интервью для будущей статьи. При этом активисты могут иметь разные точки зрения: кто-то считает что важнее собирать контакты, кто-то — сам факт общения, чтобы работник ощутил позитивные ассоциации с газетой. Единой схемы нет и быть не может, это всегда поиск. Важно и то, что, при подготовке местных материалов (газета состоит из федерального номера и местного приложения) используются как раз те сведения, что предоставляются работниками. Отсюда и, например, такие ситуации, когда активистов узнают на раздачах, здороваются, бывает, что кто-то из рабочих, пройдя мимо уже до проходной, возвращается за газетой чуть ли не бегом. Важно и то, что, для написания статей могут подключаться не только члены организации, но и сторонние союзники или интересующиеся, включаясь в общий процесс. Так, в Петербурге несколько статей написаны сторонниками “Факела”, в том числе и из области. И когда человек пишет статью, зная, что ее прочтет несколько сотен людей, рабочих, которым потом раздает эти газеты - он чувствует ответственность и даже гордость за результат — тогда могут возникнуть более устойчивые связи нежели при обезличенном общении. Вообще, так можно сказать и про иную деятельность (как, например, с недавних пор создание канала на youtube и съемки видео с ликбезом, интервью с активистами, лекциями и семинарами), куда привлекаются члены, в том числе, и других организаций, не всегда активных. Это не означает переманивание или увод людей, задача не в этом, а в том, чтобы заряжать людей активностью и нацеливать на дело, особенно это важно в моменты общественного спада, когда при дефиците деятельности (а многие левые организации живут от мобилизации до мобилизации) возникают бессмысленные конфликты между организациями, течениями и идеями, которые не носят принципиального характера на данном этапе и никаким образом не имеют отношения к реальности — так ли важно что было бы лучше — реформа Косыгина-Либермана или ОГАС или является ли товарность причиной разрушения СССР, когда сейчас такого вопроса даже и близко не стоит. А стоят вопросы более важные - вопросы организации, умение вырабатывать и принимать решения демократически, конкретная профсоюзная или общегражданская (по типу кампании против пенсионной реформы-2018) кампания и конкретные шаги в ней, организация обучения? Конечно, теоретические и исторические вопросы важны, но, порой, количество “историков” (тех, кто, особенно не имея достаточной квалификации, понимания методологии исторической науки, занимается публицистикой, выдавая ее за научные работы) в рядах левых слишком велико!

Таким образом, органайзинг отвечает и за умение строить целесообразную деятельность. Здесь же можно отметить и обучающие семинары, которые проводятся как для работников, так и для левых и профсоюзных активистов, куда приглашаются в том числе и активисты из других профсоюзов, в частности, “Действие” (работники здравоохранения), МПРА или же профсоюзных тренеров (так, в Санкт-Петербурге выстроено сотрудничество с Вадимом Большаковым, профсоюзным активистом с 1989, профсоюзным тренером и историком), где они делятся своим опытом. Одна из недавних лекций Большакова — про модели и этапы профсоюза, запись которой можно посмотреть в интернете на канале Trade Union News. Последний на данный момент семинар — классический семинар “3 стрелки”, о построении профсоюзной кампании для курьеров Яндекс.Еда, где участвовали как работники компании, так и участники марксистских кружков.

Другое направление — это органайзинг внутренний, цель которого — активная вовлеченность члена проекта в деятельность организации. В идеале это должна быть всесторонняя деятельность, хотя, конечно, реальность накладывает свои ограничения - не у всех есть способности и возможность делать какой-то определенный вид деятельности, да и невозможно преодолеть “профессиональный кретинизм” полностью, но и не стоит идти на поводу тотального разделения труда и специализации. Важнее вектор движения, чтобы деятельность человека включала более широкий круг направлений. И это происходит через делегирование и просьбы выполнить некую задачу, что, порой, бывает обоюдно — органайзинг становится взаимным и всеобщим. Буквально за полгода-год “Факел” в Санкт-Петербурге вырос численно, расширил направления деятельности. Внутренний органайзинг касается и обучения людей основным принципам демократии, ведь в реальности в любом коллективе всегда существует ядро и те, кто группируются вокруг него, основная масса. Ядро — это те, кто имеет авторитет, знания, налаженные связи внутри и снаружи коллектива, а значит, по факту, имеет доступ к ресурсам. Таким образом, объективно получается, что мы все не имеем равного воздействия на выработку и принятие решений. Это данность, и абсолютное равенство возможностей на данном этапе невозможно, даже если так написано в оргпринципах. Здесь важнее — есть ли движение по направлению на преодоление этого неравенства или его нет. И тут вперед выходит культура, причем в широком смысле слова — это все то, что противопоставляется натуре, природе, все, что создано человечеством — от каменного молотка до языка или отношений между людьми. Она растет долго, требует регулярности, но потом она входит в нашу жизнь как нечто само собой разумеющееся — нам не надо учить человека чистить зубы по утрам или слушать товарищей в коллективе — эти примеры он усваивает из самой жизни. И, даже в моменты потрясений и сбоев, эта культура по инерции еще живет и воспроизводит себя, сопротивляясь перерождению коллектива в авторитарную структуру.

О чем это? О том, что нам стоит возделывать культуру демократии в каждом нашем сообществе, формировать ее как привычку, как набор практик, как язык, прививать каждому такие принципы как умение рефлексировать, слушать друг друга, заботиться, помогать получать необходимые знания и уметь объяснить доходчиво, а иногда — это и поменьше говорить самому и дать сказать другому, даже если он скажет чушь, ведь лучше он скажет ее сейчас, чем так и останется невеждой. И эта культура будет формироваться медленно, тяжело и даже больно — как сказал один из наших товарищей “демократия — это не для слабонервных”. Но когда новая культура набирает критическую массу — она как снежный ком, главное — задавать ей направление.