Корень квадратный из кризиса

А. Шубин
2011 г.


Все чаще слышим по ТВ: «посткризисный период», «после того, как экономика вышла из кризиса». При этом происходит явная подмена понятий. Под кризисом понимается только период падения ВВП. Но ВВП ведь не падает по линейке, это движение колебательно – то вниз, то чуть вверх, потом снова вниз. Так что строго говоря кризис – это период, когда при сохранении данной социально-экономической системы уровень производства находится ниже докризисного уровня.

Смотрю макроэкономическую статистику. Приходится судить по уровням ВВП, так как статистики натуральных показателей производства у меня нет. ЕС еще не достиг показателей 2007 г. Германия только доползла до 2007 г. и, следовательно, еще не достигла предкризисного уровня середины 2008 г. США в последнем квартале 2008 г. упали на 6,2%, В 2009 г. – еще на 2,6%, а в 2010 г. подросли на 2,8%. Следовательно, и они не достигли докризисного уровня. ЕС только в 2009 г. упал на 4%, а в 2010 г. подрос на 1,7%. Это называется – ползти по дну, а не «вылезти из ямы». Веселее всего «послекризисные речи» звучат в устах российских руководителей. Только за 2009 г. российский ВВП упал на 7,9%, а в 2010 г. вырос на 3,8%. Значит, Россия тоже все еще в яме, и даже глубже ЕС. Я уж не говорю о том, что для России – это кризис в рамках общей экономической деградации, последовавшей после смены социально-экономической системы (ведь уровень производства РСФСР конца 80-х гг. все еще не был достигнут к 2008 г.).

«Мотором выхода» считается Китай, но к нему тоже много вопросов, ответ на которые можно будет получить только в будущем, и прежде всего – насколько китайская экономика работает в склад. Китайское руководство играет на опережение, по-рузвельтовски вкладывая средства, например, в еще невостребованную инфраструктуру. Но ведь и рузвельтовские методы не позволили выйти на докризисный уровень, пока не началась Вторая мировая война. Это во многом – замораживание болезни., откладывание кризиса на потом в надежде, что капитал, убегая из Европы, придет в Китай, или что кризис в развитых индустриальных странах закончится, и Китай сможет двинут на Запада свою лишнюю продукцию. Может быть, Китаю такая политика поможет, но мир из кризиса она не вытянет.

В свое время много спорили о том, в виде какой буквы будет выглядеть график этого кризиса. Пока он выписал знак математического корня. Сначала резко вниз, потом немного вверх, а потом линия пошла чуть вверх, но почти горизонтально. Причину этой «горизонтали» я вижу в том, что «лодка тонет» как в случае с серьезным системным кризисом, но цивилизация уже придумала надувные виртуальные поплавки, которые могут держать ее в полузатопленном состоянии какое-то время. А там либо отремонтируют, либо дальше будет тонуть. И куда линия пойдет дальше?

Над этим корнем я бы поставил цифру два, символизирующую два варианта развития.

  1. Все таки верны наши прогнозы, разрабатывавшиеся и публиковавшиеся в 1998-2008 гг., и мы имеем дело с аналогом Великой депрессии (я переопубликовал эти тексты в приложении к книге: А. Шубин. Великая депрессия и будущее России. М., 2009). Если это так, то грядет вторая волна кризиса, при чем скорее всего – более глубокая, чем первая, и для выхода из нее будут необходимы серьезные социальные изменения именно в ядре глобальной экономики.

  2. Мы имеем дело с предыдущим кризисом перед аналогом Великой депрессии в уточненной нами кондратьевской системе. Подробнее см. http://www.rabkor.ru/debate/4583.html Если так, то вторая волна либо не случится, либо будет совсем пологой. Мировые элиты получат передышку на несколько лет – последнее предупреждение. Но почему-то мне представляется, что и в этом случае принципиальных уроков не извлекут.