Социальная экология и преодоление индустриализма

Александр Шубин
2001 г.


В последнее время перед человечеством зримо встала перспектива экологической катастрофы, то есть быстрого сокращения численности вида homo sapiens за счет резкого роста смертности. К сожалению, ощущение перспективы такой катастрофы в последние годы потеряло былую остроту. Одни люди надеются на авось, другие – смирились. Даже участники экологического движения предпочитают концентрировать свои усилия на локальных экологических проблемах, забывая, что волна кризиса все равно захлестнет островки частных побед. Собственно, нарастание кризиса прибрело такие темпы, что «великие потрясения» становятся практически неизбежными. Вопрос лишь в том, какова будет численность жертв. А ответ на этот непраздный вопрос лежит в социальной плоскости. Потому что разрушительность экологического кризиса зависит от того, как будет меняться общество.

Экологический кризис и перспектива экологической катастрофы связаны с конкретной формой человеческой цивилизации (структуры общества и господствующих в нем ценностей). Преодоление экологического кризиса возможно на пути глубоких социальных преобразований. Такой подход, который можно назвать социально-экологическим, видит причину экологических бедствий в авторитарной индустриальной форме цивилизации, при которой возможна концентрация энергии в руках узкой отчужденной от общества элиты. Последствия этого очень велики - благодаря решениям этой элиты возможны серьезные нарушения энергетического (а значит и экологического) баланса, разрушительные диспропорции в природной среде.

Соответственно, и преодоление авторитарной индустриальной формы цивилизации возможно на пути усиления в обществе демократических начал, самоуправления, вовлечения широких слоев людей в принятие решений, просвещение этих слоев для того, чтобы принятие решений было как можно более компетентным. Люди, на которых воздействуют властные решения, должны непосредственно влиять на процесс их принятия. Это по крайней мере сделает "власть" заинтересованной в минимизации издержек для большинства жителей. А где есть интерес, там возникает и соответствующее информационное и культурное обеспечение этого интереса.

Каковы могут быть главные направления реформ, вытекающие из социально-экологических постулатов? Очевидно, что для предотвращения катастрофы недостаточно лишь западного уровня "демократии". Экологическая ситуация на Западе хоть и лучше нашей, но далеко не безупречна. К тому же экологическое и экономическое благосостояние Запада во многом поддерживается за счет стран Третьего мира. Увы, но Западное общество, как и наше, является индустриальным, пронизанным на всех уровнях духом управления, господства над личностью и природой со стороны элиты - будь то подчинение рабочего менеджеру на производстве или подчинение сознания манипуляциям средств массовой информации. Современное индустриальное общество является не просто авторитарным, а сверхуправляемым. Более тесно связанные с природной средой группы населения отчуждаются от компетентного участия в принятии касающихся их решений, в том числе их здоровья, судьбы их детей и т.д.

Индустриальная иерархия обусловлена вполне объективным опережением человеческих потребностей по отношению к возможностям общества. Уж так человек устроен - абстрактное мышление заставляет его мечтать о том, чего еще нет у него в руках. И пока человек мечтает прежде всего о материальных благах (а это будет продолжаться, пока он этими благами не насытится), общество будет концентрировать усилия для добывания все новых и новых энергетических возможностей. А это невозможно без иерархии и специализации. Чем больше концентрация энергии (а с ней приходят экологические дисбалансы), тем сильнее иерархия и специализация, тем более одномерен человек и отчуждена от общества элита.

Так возникает тесная увязка иерархической культуры и "вертикальной", управляемой структуры общества. Соответственно, и индустриальная структура общества тесно связана с технократическим сознанием, предполагающим подконтрольность сил природы человеческому разуму. Распространение технократической идеологии в качестве "нормальной", "общепринятой" происходит целенаправленно, так как эта идеология соответствует властным и имущественным интересам правящей элиты, отчужденной от остального общества и от природной среды. Технократическая культура, культура материального потребления, таким образом, становится инерционной силой, поддерживающей структуру индустриального общества даже тогда, когда возникают возможности для его преодоления, когда основные материальные потребности людей удовлетворены, и возникает возможность развития прежде всего информационно-духовных его потребностей (что предполагает при прочих равных условиях меньшее энергопотребление, так как информация делима без значительных материальных затрат).

Есть ли выход из замкнутого круга, в котором сложившаяся социальная структура упорно воспроизводит сама себя? Судя по опыту стран, опережающих Россию в своем развитии, по мере развития информационных технологий компьютерной эпохи отчуждение индустриального общества все же постепенно смягчается, растет влияние групп, не входящих в правящую элиту, "вертикализация" общества снижается, становится менее напряженной демографическая ситуация. Такие изменения благоприятно сказываются и на состоянии природной среды. Это дает шанс на выход из острого экологического кризиса, "граничащего" с экологической катастрофой. Но это – только шанс. Современные информационные технологии – обоюдоострое оружие. Они дают возможность для двух путей. И для свободного обмена информацией, втягивания большинства людей в процесс творческой деятельности (а значит – преодоление элитаризма социальной структуры), распространения непосредственной демократии на принятие решений, касающихся миллионов людей (постоянно действующий референдум в Интернете, например). И для тотального контроля над жизнью каждого человека, для хитроумных манипуляций сознанием («промывание мозгов»), для подавления творческой мысли. Понятно, что в условиях экологической катастрофы, когда дефицитом станут не только продукты питания, но и воздух, второй путь может оказаться более реальным. Экологическая катастрофа и новый тоталитаризм – взаимоподдерживающие друг друга явления. Если нынешняя политико-финансовая элита или продукты ее распада сумеют удержать контроль над мировыми процессами, остановят рост влияния альтернативных ей творческих элит, то все причины экологического кризиса сохранятся, и катастрофа будет нарастать. Это, в свою очередь, укрепит тоталитарные тенденции. Так что следует торопиться с социальными преобразованиями.

Золотые плоды информационного общества вызрели на отмирающем дереве индустриальной цивилизации и могут быть сорваны человечеством, а могут сгореть вместе с деревом. Средства массовой информации, виртуальная реальность, Интернет и другие возможности получения информации и обмена ею — все это может служить как освобождению человеческого сознания, так и его закабалению. Если Вы играете в компьютерную игру, которая владеет Вашим сознанием, но составлена другими людьми, Вы — раб этих людей. Если Вы используете компьютер для творчества, создания нового знания или захватывающих образов — Вы преодолеваете рамки индустриального общества, в котором творчество является привилегией элиты. От Вас зависит, будет будущее общество принадлежать узкой информационной олигархии — владельцам и конструкторам виртуальной реальности, или сообщества творческих и грамотных людей сумеют взять информационные технологии под контроль и поставить их на службу своего творчества. В этом случае информационное общество станет творческим (креативным), что будет принципиально отличать его от предыдущих форм человеческой цивилизации. Возможно, весь XXI век будет занят борьбой этих двух альтернатив.

Каковы могут быть основные направления социально-экологической реформы? Во-первых, вытеснение управленческих структур самоуправлением, усиление роли локальных интересов, теснее связанных с конкретной природной средой. Это может достигаться как путем "лоббирования" в пользу соответствующего законодательства, так и проведения просветительских программ, позволяющих населению освоить технику самоуправления и понять его преимущества. Одновременно необходимо поддерживать создание самоуправляющихся организаций (общин, предприятий, поселений, причем не обязательно специфически экологических). Действительное самоуправление при доступе к экологической информации неизбежно тяготеет к экологичности.

Во-вторых, ограничение функций централизованной бюрократии в пользу общественных институтов и представительных органов власти, поскольку исполнительная власть (кроме специализированных экологических органов, которые должны быть скорее не исполнительными, а контрольными) в силу своих объективных интересов всегда противостоит экологическим приоритетам. Зависимость исполнительной власти от представительной не только снижает уровень авторитаризма в обществе, но и усиливает роль низовых гражданских движений, в том числе экологических. Гражданские организации не обладают ресурсами для проведения успешной предвыборной капании в конкуренции с мощными финансовыми и бюрократическими группами. Так устроены прямые выборы, основанные прежде всего на манипуляции сознанием. Получить представительство в регионе или районе проще – здесь интересы людей ближе к реальной жизни, но и сильнее господство местной правящей верхушки. Поэтому мы должны выступать за постепенную передачу полномочий всех центральных органов (в том числе и парламентских) на места, за усиление региональных институтов, но при условии преобладания представительной власти над исполнительной. Гражданским организациям, в том числе и экологическим, необходима система власти, вырастающая снизу вверх, а не сверху вниз. И здесь есть в чем прислушаться к теоретикам русского социализма Герцену и Бакунину, которые разработали конкретные формы такой политической системы, известные как федерализм и делегирование. Власть должна быть расконцентрирована. Но за несколькими важными исключениями, о которых ниже.

В-третьих, с точки зрения преодоления экологического кризиса предпочтительнее децентрализация экономической структуры, общественная поддержка альтернативных индустриальным форм жизни и "чистых" технологий, технологической демонополизации и разукрупнения. Например, пока преобладает централизованное энергоснабжение, переход к "альтернативной энергетике" остается утопией. Целенаправленная политика демонополизации и экологический контроль за качеством потребления невозможны без вмешательства общества в отношения собственности, без общественного регулирования экономики, то есть без элементов социализма в изначальном, небольшевистском значении этого слова. Однако общественное регулирование экономики не означает передачи производства в руки бюрократии. Речь может идти о принятии общеобязательных стандартов, нарушение которых должно вести к санкциям, превосходящим потери общества и природы от самого нарушения.

И, наконец, в-четвертых, общее стремление "зеленых" к самоуправлению, регионализации, разгосударствлению и децентрализации не должно означать немедленного демонтажа и радикального разрушения государственных структур, воспринимаемых подчас "радикальными" экологистами как "временное недоразумение". Многие функции государства будут сохраняться длительное время по двум причинам: во-первых, экологический кризис носит глобальный характер, и для его сдерживания локальных мер не достаточно; во-вторых, технократическое и авторитарное сознание может реализовываться и через структуры самоуправления; в-третьих, мир развивается неравномерно, и всякий общественный организм нуждается в защите от внешних угроз. Несмотря на то, что самоуправление как таковое способствует антиавторитарным тенденциям, легко себе представить вырождение какой-либо общины в очень деспотичное, замкнутое и, кстати, экологически опасное сообщество. Так, например, некоторые общины индейцев в Америке готовы хранить у себя радиоактивные отходы за плату несмотря на протесты соседей. Своя рука владыка - эти общины автономны. Этот пример и многочисленные примеры нашего "парада суверенитетов" показывают, что автономия самоуправляющихся сообществ на нынешнем уровне развития культуры должна быть ограничена обязательствами перед обществом в целом с помощью федеральных стандартов - экологических, социальных и гражданских. Нарушение одного из двух последних неминуемо воспроизводит авторитарную систему, являющуюся при современном уровне знаний и технологических возможностей мотором экологического кризиса. Решения по поводу поддержания этих стандартов должны приниматься не исполнительной властью, которая заинтересована в их нарушении, а отдельной контрольной властью, специализирующейся только на поддержании законодательно установленных стандартов и обладающей безусловным правом вето в отношении любых решений и соответствующим аппаратом принуждения. Незыблемость основных стандартов будет способствовать укреплению права как такового, поможет перейти в режим его автоматического соблюдения, обусловленного не страхом перед правоохранительными органами, а культурной традицией. Это, в свою очередь, поможет перейти от законодательства к преобладанию договорного права.

Понятно, что это лишь штрихи к портрету экологической реформы, ее основные "киты" - самоуправление, децентрализация, строительство политической системы снизу, стандарты и прочность права. Конкретные формы реформ производны от них и разнообразны. Но общая стратегия таких преобразований, критерий отношения к социальным изменениям вообще – предоставляют ли они возможности для низового социального творчества, преодоления элитаризма социальной структуры – или нет.

В нашей стране в силу ряда причин сформировалась модель индустриального общества, отличающаяся особенно высокой концентрацией управления в руках технократической элиты. Распад этой модели не привел к благоприятным последствиям в отношении среды. Технократическая элита пыталась решить проблемы, возникавшие в результате существования сверхгосударственной системы и ее трансформации, за счет несдерживаемой эксплуатации природных ресурсов. Страна может раньше превратиться в экологическую пустыню, чем успеть перейти к экологически ориентированному постиндустриальному обществу. Так возникает важная дилемма: слишком медленно реформировать общество нельзя - можно просто не успеть. Но господствующие силы общества насквозь пропитаны авторитарной культурой и не дадут реформировать общество быстро, если не будут подвергаться давлению извне. Именно давлению, потому что попытка "революции", предпринятая радикальным меньшинством лишь воспроизводит авторитарную систему.

И в то же время Россия находится в более благоприятном положении, чем страны Запада. Наше население еще не успело окончательно оторваться от сельского труда (который долгое время сохранялся у горожан в качестве хобби и вспомогательного дохода), но уровень общей культуры позволяет осваивать современные технологии.

Какие же силы могут давить на структуру общества? Лишь те, которые в силу своей структуры связаны с самоуправлением, которые составляют костяк гражданского общества, а не государства или хозяйственных корпораций. Речь идет о тех слоях, которые достаточно компетентны, чтобы участвовать в управлении собственным производством (я имею в виду не только традиционное материальное производство, но и производство информационной продукции). Сегодня эта новая общественная сила формируется вместе с гражданским обществом - сетью организаций, независимых от государства и хозяйственных монополий. Понятно, что новые средние слои станут внушительной силой, если осознают свой "классовый интерес". И тогда можно будет говорить об образовании творческого (или гражданского) "класса" как основы гражданского общества, «мотора» социального творчества – конструктивной работы людей по созданию вокруг себя таких общественных отношений, которые комфортны для них, их коллег и соседей. Эти очаги нового общества должны помогать друг другу, согласовывать свои действия, не бояться вмешиваться в политику, но и не подчинять свою внутреннюю жизнь авторитарно-индустриальным правилам игры. Развитие таких небольших самоуправляющихся, оснащенных современными информационными и энергосберегающими технологиями общин, общественных организаций, субкультур, координирующих свою деятельность, связанных общими принципами, среди которых гармония с природой должна стоять на первом месте – это и есть путь к новому обществу, снимающему нагрузку на природную среду при сохранении нынешнего уровня материального комфорта и обеспечивающего безграничные возможности для развития человеческого духа.