Ответ на полемическую статью Д.Солнцева, активиста Конфедерации революционных анархо-синдикалистов, «Альтерглобализм - альтернатива глобальному капитализму

Да, альтерглобализм предлагает реальные альтернативы глобальной гегемонии капитала.
Александр Бузгалин
Член оргкомитетов РСФ и РФО,
Координатор Общероссийского движения «Альтернативы»
2005 г.


Само по себе обращение молодых левых активистов к анализу проблем альтерглобализма крайне важно и позитивно. Более того, автор, с которым я полемизирую, выделил (при некотором недопонимании сути альтерглобализма), действительно очень актуальные вопросы, дискутируемые среди левых во всем мире:

  • Возможно ли социальное реформирование глобального капитализма или только революция способна изменить этот мир?
  • Как конкретно и на пользу кому могут быть проведены реформы?
  • Какие социальные силы способны эти изменения провести?
  • Общественные движения или партии станут двигателями развития оппозиции в 21 веке?

Таковы лишь некоторые из наиболее жгучих вопросов, дискутируемые в мире, в том числе, на социальных форумах Европы, мира, а теперь и России.

В работе Д.Солнцева акцентируются не только эти проблемы, но я отвечу не столько непосредственно автору, сколько всем многочисленным левым критикам альтерглобализма.

  1. Позитивная программа альтерглобалистов: реформисты и революционеры

    Начну с того, что у альтерглобалистов единой программы нет и быть не может. Альтерглобализм - это очень сложная и противоречивая сеть многообразных движений, а не партия. Среди нас есть и будут и радикалы-революционеры, и реформисты. И это достоинство движения, которое именно благодаря этому впервые за последние десятилетия позволило не объединить, но начать координировать дела (а не программы) самых разных левых. Альтерглобалисты идут от общих дел, отвечающих социальным, гуманитарным, экологическим интересам большинства граждан, а не от единства программ. Это другая логика, «перпендикулярная» логике разнообразных мелких (относительно всемирного альтерглобалистского движения) партий, которые не могли и не смогут объединиться иначе, как помогая нашему общему движению (что, кстати, и происходит на деле со всеми не сектантскими левыми: и троцкистами, и анархистами, и «старыми» коммунистами в Европе, Латинской Америке, Индии и т.п.; недавно этот процесс начался даже в России).

    В рамках разных программ мы находим те пункты, которые соединяют те сети, организации и движения, интересам членов которых эти задачи адекватны, которые будут поддержаны этими сетями, организациями и движениями на деле. Какие-то из этих пунктов находят поддержку у большинства (отмена собственности на знания и общественная собственность на воду, обеспечение во всем мире приоритета прав человека и минимальных социальных гарантий – чтобы узнать подробнее, читайте Хартию Порту-Алегри и «Манифест…», поддержанные тысячами организаций и опубликованные, в частности, в нашем журнале «Альтернативы» в №1 за 2005 г.).

    Проиллюстрируем эту идею на примере одного из конкретных аспектов наших целей. Для социалистов интернациональная социализация экономики (условно обозначим ее как «шведскую модель» в мировом масштабе) – это программа-минимум. Для реформистов из европейских НПО – программа-максимум. Но и те, и другие солидарны в том, что в современном мире в принципе можно и должно средства, используемые ныне на финансовые спекуляции, милитаризм, паразитическое перепотребление использовать для приведения минимальной зарплаты и социальных пособий в соответствие с региональным прожиточным минимумом, обеспечить всем общедоступное качественное образование и здравоохранение, решить базовые экологические проблемы и т.п. (средства для этого, повторю, есть; достаточно добиться весьма умеренных реформистских мер: введения повсеместного прогрессивного подоходного налога и налога на финансовые спекуляции, сокращения вдвое военных расходов и т.п.).

    Поясним: мы согласны с либералами, что для решения проблем бедности нужно не перераспределять рыбу, а давать каждому возможность ее поймать. Но мы не согласны с тем, что последнюю задачу можно решить в условиях нынешнего глобального рынка, где все места для успешной рыбалки уже разобраны, а хорошие спиннинги проданы, более того, признано право «браконьеров в законе» (ТНК) ловить сетями, а наиболее крутых (типа НАТО и МВФ) глушить рыбу динамитом, в том числе – в чужих прудах.

    Мы хотим добиться справедливого, равного, открытого доступа к речкам и озерам для всех (отказ от собственности на знания, социализация природных ресурсов), равного обучения всех тому, как ловить рыбу (общедоступное и бесплатное образование), гарантий, для тех, кто еще или уже не может ее ловить (социальное обеспечение выше прожиточного минимума по всему миру) и т.п.

    При этом мы все (и реформисты, и революционеры) понимаем, что борьба за социализацию экономики в глобальном масштабе - это, конечно же, крайне сложный и противоречивый процесс. Эта всемирная реформа скорее всего станет возможно только в результате активных, действительно угрожающих власти капитала действий (таких как всеобщие забастовки, интернациональные акции гражданского неповиновения и т.п.). Более того, эта интернациональная реформа если и пойдет, то неравномерно и болезненно. И мы прекрасно понимаем, что одно выравнивание минимальной оплаты труда в разных странах (выше реального прожиточного минимума) ничего не даст без выравнивания уровней образования и создания транснациональных профсоюзных организаций, без их солидарности с экологическими организациями, местным самоуправлением и т.п.

    ***

    Возможно ли добиться социально-ориентированных реформ, не совершая революционной смены общественно-экономического и политического строя и как это можно сделать – это вопрос вопросов и на него у нас много разных ответов. Единой истины нет. Есть действия в направлении попыток изменения нынешней системы. При этом одни из нас ориентированы исключительно на социальные реформы, другие (в том числе и автор этих заметок) считают, что реформы, в конечном счете, есть не более, чем предпосылки для качественного изменения всего нынешнего общественного строя, т.е. социальной революции. Однако принципиальные различия реформистов и революционеров не мешают нам совместно делать общественно-полезные дела, добиваясь немалых результатов.

  2. Каких результатов и какими средствами мы добиваемся?

    Каковы результаты деятельности альтерглобалистов (не только тех, кто называет себя именно так, но всех тех общественных движений и организаций, которые реально борются за изменения этого мира и делают это все более скоординировано в интернациональном масштабе, в том числе, благодаря социальным форумам и альтерглобалистским сетям)?

    Кое-где такие действия уже дают результаты, позволяя защищать социальные права, не разрушать природу, приостанавливать приватизацию воды и образования (читайте об этом, например, в книге «Глобализация сопротивления», М., 2004).

    Но даже там, где непосредственного результата в виде реформ не удается достигнуть, наша борьба приводит к достижению другого важнейшего результата – консолидации нового общественного субъекта, способного на конструктивные, социально-творческие действия, на изменение этого мира. Конкретнее:

    • Изменяется общественное мнение (в нашу пользу), как, например, в пользу сторонников мира после миллионных антивоенных демонстраций двух прошлых лет;
    • Формируются горизонтальные региональные, национальные и, главное, интернациональные сети солидарности и взаимопомощи;
    • Растет численность наших сторонников;
    • Укрепляются и растут ряды активистов, их умения и опыт борьбы;
    • Обогащается теория солидарной борьбы против капитала и т.д.

    Средства нашей борьбы столь же многообразны, сколь и круг участников нашего движения: от пропаганды и распространения знаний до гражданского неповиновения и захвата необрабатываемых земель; от упора на демократию участия на местном уровне до поддержки вооруженной борьбы против оккупантов…

    В общем и целом логика этих действий примерно такова: создавать снизу другие способы организации экономической, политической, культурной и т.п. жизни, выращивая предпосылки и субъект будущих политических реформ и – далее – революций.

    Реформистки-парламентским партиям мы говорим: наша задача бороться не за парламентские места, а за создание столь мощных и действенных сетей, чтобы парламентарии и партии бегали за нами и просили о поддержке, гарантируя выполнение наших программ под нашим контролем (это отчасти уже становится реальностью).

    Р-р-революционным партиям мы говорим: лишь сформировав реальные социальные мускулы массовых движений, научившись на практике социальной борьбе можно думать о созидательной революции, а не о бунте. Если вы хотите делать революцию, сначала докажите черновой работой, что Вы достаточно талантливы, самоотверженны и трудолюбивы, чтобы из дня в день бесплатно и не ради славы и престижа работать внизу, доказывая делом, а не лозунгами, что Вы авангардно (больше всех, лучше всех, талантливее всех) умеете работать.

  3. Кто мы? Можно ли использовать НПО и общественные движения для изменения этого мира?

    Что касается субъекта этих преобразований, движения в направлении к «всемирному социальному и демократическому устройству» (остающемуся, в общем и целом, пока еще в рамках капиталистической формации, «царства необходимости»), то, на наш взгляд, им может стать не «глобальное социальное государство», а «глобальное гражданское общество» (включая, кстати, демократически организованные, работающие в гуще реальных движений, а не кичащиеся своей рафинированной р-р-революционностью, партии).

    А теперь по поводу недостатков парламентаризма и ООН, ограниченности возможностей и бюрократизма НПО и т.п. упреков, традиционно адресуемых альтерглобалистам, которые якобы делают ставку именно на эти институты.

    Безусловно, ныне «старые» НПО и другие институты гражданского общества больны бюрократизмом, реформизмом, частично коррумпированы и т.п. Но главный мотор альтерглобализма не они, а новые социальные движения, строящиеся по сетевому признаку, пронизанные десятками и сотнями тысяч «чернорабочих» (активистов) левых партий. Именно такими являются движение безземельных крестьян (ПСТ) в Латинской Америке и движение сторонников бесплатного программного обеспечения, основные активисты которого сконцентрированы в США, популярнейшее в Третьем мире движение Виа Кампесина и рождающееся в России движение «Образование для всех». Именно они делают погоду в борьбе за другой мир, заставляя во многом иначе действовать и «старые» организации.

    И последнее. Мы не питаем иллюзий по поводу того, что НПО, Парламенты и, тем более, ООН изменят этот мир сколько-нибудь радикально. Мы – не сторонники парламентаризма (ни на национальном, ни на международном уровне). Мы сторонники демократии участия, базисной демократии, самоуправления (подробнее в названных выше книгах). Но при этом мы считаем, что начинать надо с малого, чтобы крепнуть с каждой победой и извлекать уроки из каждого поражения, чтобы выращивать в этой реальной деятельности реальные общественные силы. Вот почему и здесь мы предлагаем начинать с минимальных реформ (но не останавливаться только на этих частичных реформах). Вот почему мы говорим: начнем с того, что добьемся усиления ООН по сравнению с НАТО, ЮНЕСКО по сравнению с МВФ, парламентов по сравнению с диктаторами и президентами, международных и национальных НПО и Движений по сравнению с ООН и парламентами. Это, конечно же, не перевернет наш мир, но даже это будет уже неплохой результат. Он покажет гражданам, трудящимся, что мы кое-что можем; он ослабит власть глобальных игроков, капитала; он несколько изменит мир к лучшему; он поможет усилить и расширить ряды борцов. Только так мы создадим организованную снизу, солидарную, международную силу для того, чтобы замахнуться на качественное изменение этого мира, на революцию!

    А.В.Бузгалин,
    Координатор ОД «Альтернативы»

    PS. В этом тексте я не стал повторять уже не раз публиковавшиеся размышления о социальной базе, принципах организации и противоречиях, проблемах нашего движения. Адресую интересующихся читателей к книгам «Альтерглобализм. Теория и практика «антиглобалистского» движения» (М., 2003) и «Глобализация сопротивления» (М., 2004).

    В качестве приложения публикую краткий отчет о Первом Российском социальном форуме, показавшем действенность принципов альтерглобалистского движения и на российской почве.

Альтерглобализм идет по России
(первые беглые заметки о Российском социальном форуме и Форуме «Образование для всех»)

16-17 апреля 2005 года в Москве состоялись Первый российский социальный форум (РСФ) и Российский форум «Образование для всех» (РФО), в пленарных заседаниях, секциях, семинарах и круглых столах которых по данным регистрации приняло участие в общей сложности около 1000 человек (более 600 зарегистрированных участников Социального и более 250 Образовательного форумов, сотни гостей) из более чем 60 городов России, а так же наши товарищи из Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Греции, Украины, Казахстана, Белоруссии, Молдавии и т.п. В качестве соорганизаторов Социального форума выступило 108 организаций (профсоюзных, экологических, инвалидных, женских, молодежных…), Форума «Образование для всех» - более 50.

Эти предварительные статистические данные показывают всю необычность этих событий для еще недавно казавшейся уснувшей навсегда России.

Впрочем, это многообразие людей и организаций на РСФ и РФО неслучайны.

Во-первых, форумам предшествовали региональные встречи: В прошлом году в Воронеже прошел Социальный форум Нечерноземья (около 100 участников, 15 организаций, более 10 городов Юга России), а в Москве – Форум социальных инициатив (около 150 участников, более 20 организаций), два года подряд – в Барнауле и Новосибирске – проходили Сибирские социальные форумы (более 100 участников, 15-20 организаций, более 10 регионов каждый). В начале 2005 года прошли Общественные слушания по проблемам развития общедоступного образования и т.п.

Еще более важным, однако, стал процесс рождения реальных социальных инициатив в нашем обществе на протяжении всех этих лет, ставший особенно явственным во время массовых протестных акций января-февраля этого года, когда более 200 тысяч россиян вышли с требованиями остановить антисоциальные действия властей.

Так что у форумов есть своя предыстория.

Неслучайна и массовость (конечно относительно российских возможностей) РСФ и РФО. Однако дело даже не в масштабах. Гораздо важнее общая атмосфера Форумов – радостно-творческая атмосфера диалога, товарищества, споров и реального сотрудничества. Тон Форумам задало открытие, на котором мы отказались от пространных речей лидеров и приветствий «Очень Важных Персон». Форум открыли молодые и красивые ребята Л.Ожогина и А.Демидов – те, кто был среди десятков «чернорабочих-организаторов», продолжили два мозговых штурма «Что конкретно может дать РСФ» и «Как отстаивать свои социальные, экономические и гражданские права» (их вели А.Бузгалин и Б.Кагарлицкий), а завершила одна из самых романтически-революционных песен ХХ столетия – «Гренада», которую весь зал пел стоя, на одном дыхании. (Кстати, «Интернационал» при закрытии РСФ все пели с неменьшим энтузиазмом и – в отличие от старых партийных съездов - без всякой фонограммы).

Все важные персоны участвовали в открытии Форума на общих основаниях – депутаты на равных участвовали в мозговом штурме (а Олег Смолин еще и подыграл нам на рояле, давая краткие музыкальные «комментарии» к наиболее ярким тезам участников мозговых штурмов), не участвовашей в мозговом штурме депутат и один из лидеров «Родины» С.Глазьев спокойно отстоял очередь к свободному микрофону и получил (как и все желающие) 30 секунд для реплики…

Форумный принцип был полностью проведен и при организации секций, конференций, семинаров и круглых столов: любая организация могла заявить и провести свое мероприятие, при этом предложения оргкомитета по слиянию сходных по теме встреч почти все были встречены с пониманием, что позволило провести семинары по проблемам профсоюзного движения, антивоенной проблематике, вопросам самоорганизации, природы альтерглобализма и т.п. при большом стечении народа и в режиме открытого диалога многих соорганизаторов, представивших разных, спорящих, но слушающих друг друга ораторов. А спектр проблем был очень широк, о чем говорят хотя бы программы форумов, семинары которых включали такие блоки проблем как обеспечение общедоступного образования, защита социальных и экономических прав, проблемы альтеглобалисткого движения в России, молодежная проблематика, соотношение политической и социальной борьбы, противодействие войнам, шовинизму и национализму, права человека, культура и масс-медиа и мн.др.

Очень необычным для нашей страны был и открытый диалог представителей самых разных идейных и политических течений: анархисты и коммунисты, троцкисты и социал-демократы, а еще и искренние либералы-центристы вели диалог не столько о том, чья идеология наиболее истинна, сколь о том, как совместно действовать для того, чтобы защитить гражданские, социальные и экономические права россиян, как наладить самоорганизацию снизу, какие кампании и как провести…

Не менее необычной была стилистическая картина форумов: анархиствующие мальчики и девочки в черных костюмах и солидные профессора при галстуках, работяги из российской глубинки и рафинированные студенты из Москвы… - всего не перечислишь. Но едиными были заинтересованные и открытые лица. Мы были разными на форумах, но мы шли навстречу друг другу. Со спорами, конфликтами, но с явным намерением добиться решений хотя бы о первых шагах сотрудничества и конкретных делах.

У форумов, конечно же, была масса проблем и недостатков: дешевое, но уж очень спартанское общежитие, трудности с финансированием (оно было минимальным и только от общественных организаций – ни государство, ни бизнес нам не помогали), мелкие организационные накладки… Не всегда легко находился общий язык совершенно разностильных «старых» общественных организаций и новых движений… Но ведь это был наш первый шаг! (Кстати, Форум получил очень позитивную оценку со стороны и самых разнообразных российских участников (от коммунистов до анархистов, от москвичей до сибиряков), и иностранных гостей - сошлюсь на мнения Франсуа Утара (секретарь сети «Всемирный форум альтернатив», Бельгия), Юдит Дельхайм (ПДС, Германия), Лео Габриеля (Один лидеров Социального форума Австрии).

Если же говорить о главных позитивных результатах форумов, то ими стали, во-первых, серьезные обсуждения самых животрепещущих проблем в режиме открытого диалога. Такой диалог в общероссийском (а с учетом гостей – международном - масштабе) уже сам по себе есть важное достижение для нашей разномастной и жестко фрагментированной оппозиции.

Во-вторых, знакомства, контакты, налаживание горизонтальных координационных сетей.

В-третьих, инициирование процесса формирования того питательно бульона, в котором может сложиться будущее многообразное альтерглобалисткое движение России – реальная конструктивная новая оппозиция – и демократическая, и социальная, и интернационалистическая.

Наконец, - и это главное - десятки конкретных кампаний и акций, проектов и шагов по налаживанию горизонтальной солидарности в регионах и общероссийском масштабе. О них говорили десятки координаторов семинаров и инициаторов конкретных проектов на заключительных пленарных заседаниях форумов и все из них не перечислишь. Упомяну лишь об инициировании и принятии предложений по первым действиям движения «Образование для всех» и идее использовать вновь родившееся в исконном смысле имя наших проектов – Советы – для различных координационных сетей (это имя, сто лет спустя после Первой российской революции, само родилось снизу создателями региональных форм противодействия 122 закону во многих уголках России). На сайтах форумов и организаций еще появятся более полные отчеты, конкретная информация о планах и инициативах. Это всего лишь первые беглые заметки одного из организаторов и участников форумов. Впереди и серьезный анализ, и – главное – серьезная работа.